Суббота, 20.04.2024, 08:45
Приветствую Вас Путник | RSS
Главная | Регистрация | Вход
CURRENT MOON
[Наш сайт · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Последние сообщения



Вниманию тех, кто размещает ссылки на свои ресурсы, для этого есть отдельная тема, всё вне её, будет беспощадно удаляться вместе с пользователем опубликовавшим информацию. ==> Реклама, обмен ссылками

  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Inda  
Argentum Luna » Мировые религии » Зороастризм » Общие сведения
Общие сведения
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 10:11 | Сообщение # 1
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Энциклопедия «Кругосвет»

ЗОРОАСТРИЗМ, или маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э. реформатором древней иранской религии по имени Заратуштра (греч. Зороастр). Религия зороастризма продолжает существовать до сегодняшних дней. В Иране ее последователи насчитывают всего ок. 10 000 человек, и мусульмане называют их габарами ("неверными"). В Индии, известные под именем парсов (от слова, означающего "персидский"), они насчитывают ок. 115 тыс. приверженцев и сосредоточены преимущественно в Бомбее и ряде других городов на севере Индии. Парсы — потомки переселенцев, покинувших Иран в 10 в.

Заратуштра. Время жизни Заратуштры остается предметом споров. Согласно иранской традиции, он жил за 258 лет до Александра Македонского, который в 333-330 до н.э. завоевал Персидскую империю, одержав победу над ее правителем Дарием III. Однако по мнению многих ученых, эта дата 590 до н.э. является слишком поздней. Соответственно, предполагается, что слова "до Александра" явились искажением первоначального "до Дария", где под Дарием подразумевался царь Дарий I Великий (522-486 до н.э.), а не Дарий III Кодоман (336-330 до н.э.), которого победил Александр. Исходя из этого предположения, исследователи получают для Заратуштры дату ок. 750 до н.э., которая согласуется с тем, что для греков 4 × 5 вв. Заратуштра был фигурой столь древней, что они могли относить время его жизни за 6000 лет до Платона, — возможно, смешивая время его действительного рождения и время сотворения его духовного предшественника-двойника, который, согласно зороастризму, имеется у каждого человека (см. также ДАРИЙ).

Священная книга зороастризма — Авеста, однако, судя по ряду признаков, лишь определенную ее часть можно приписывать самому Заратуштре. Эту часть составляют Гаты, священные молитвы, сохранившиеся в составе Авесты. Гаты — единственный аутентичный источник наших сведений о Заратуштре; все прочие сообщаемые о нем сведения являются легендарными. Главным внешним событием в его жизни было обращение некоего "князя Виштаспы" (греч. Гистаспа), которого по ряду причин невозможно отождествить с его тезкой, отцом Дария. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме (территория современных Таджикистана и Узбекистана), в нижнем течении Окса (Аму-Дарьи).

Иранская религия до Заратуштры. Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.

Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально "небесных", "небожителей"), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.

Реформы Заратуштры. Заратуштра отказался от всех богов, за исключением одного, асура (в древнеиранском произношении — ахура), т.е. "бога", "господина", мудрости; отсюда его имя Ахурамазда (пехлевийская форма — Ормазд), т.е. "Премудрый господь", или "Владыка мудрости". Неизвестно, был ли Заратуштра первым, кто провозгласил культ Ахурамазды. Последнему поклонялся, как великому божеству, Дарий I, однако мы не знаем, воспринял ли Дарий этот культ от Заратуштры и его последователей или независимо от них. Другие ахуры игнорировались им, а древние боги-покровители двух низших классов стали считаться злыми божествами, демонами. Однако их атрибуты и качества в системе зороастризма унаследовали божественные существа, получившие наименование "Святые Бессмертные" и представлявшие собой сущности, ранее ассоциировавшиеся с младшими божествами, а теперь подчиненные Ахурамазде. Ахурамазда считался также отцом духов-близнецов, которые, при начале творения, осуществляют выбор между жизнью и нежизнью, между добром и злом и т.д. Аналогичный выбор должен осуществляться каждым человеком, который призван "мыслью, словом и делом" встать на сторону Ахурамазды и Святых Бессмертных в их борьбе против сил зла.

Заратуштра был убежден, что вскоре наступит эпоха нового мира и что только сторонники добра обретут в этом мире новую жизнь, которая, по мысли Заратуштры, будет длиться на земле вечно. А до наступления этой эпохи умершие должны восходить на мост, который добрых людей ведет на небеса, а злых — в ад.

Заратуштра резко осудил две формы жертвоприношений, совершавшихся изначально в честь отвергнутых им богов: кровавые жертвы и возлияния опьяняющим соком саумы (в это время называемой хаома в Иране и сома в Индии). Он сохранил только огненные жертвоприношения, считая огонь символом праведности и единственно верным путем к бессмертию.

Возникновение дуалистического зороастризма. После смерти Заратуштры его религия стала постепенно распространяться на юг (по территории современного Афганистана) и на запад (в направлении к Ирану и Мидии). В ходе этого распространения зороастризм не мог избежать смешения с элементами древней религии, богам которой — Митре, Анахите и другим — приносили в жертву кровь и хаому, вновь заструившиеся по алтарям. Эта эволюция, происходившая в эпоху правления династии Ахеменидов (553-330 до н.э.), получила отражение в позднейших частях Авесты.

Несмотря на восстановление почитания некоторых древних богов, Ахурамазда по-прежнему оставался великим богом, возвышавшихся над всеми другими богами. Однако теперь его всемогущество оказалось ограниченным силой Злого Духа: великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, так как сам Ахурамазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками. Благому творению, осуществленному Ахурамаздой, Злой Дух, Ангро-Майнью (пехлевийская форма — Ахриман) противопоставил свое собственное злое творение.

Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как "религия магов". Геродот (ок. 485-428 до н.э.) оставил описание некоторых обычаев этого мидийского племени. Они не хоронили и не сжигали своих умерших, оставляя их тела на съедение птицам. Они практиковали близкородственные браки и были искусны в толковании сновидений, астрологии и магии (дав последней название). Свидетельства греческих авторов — Евдема Родосского (кон. 4 в. до н.э.), Феопомпа (тогда же), Плутарха (ок. 45 н.э. — ок. 120) и других, наряду со свидетельствами Геродота и Младшей Авесты, позволяют получить представления об эволюции этой системы в послеахеменидский период.

При Селевкидах (323-248 до н.э.) и парфянской династии Аршакидов (248 до н.э. — 224 н.э.) Иран оставался в той или иной степени эллинизированным, а местная религия пребывала в упадке. Ее возрождение пришлось на период заката Аршакидов и возвышения Сасанидов (224 до н.э. — 651 н.э.), которая четыре века спустя пала под натиском мусульманских завоевателей.

Зороастризм в послеэллинистическую эпоху. При Сасанидах зороастризм стал государственной религией, а зороастрийское жречество — государствообразующим сословием. Тексты Авесты были собраны в единый корпус, изданы и снабжены комментарием на пехлевийском языке.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:34 | Сообщение # 2
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
При мусульманских правителях большинство населения было обращено в ислам, но к зороастризму мусульмане относились терпимо, что позволило ему сравнительно благополучно просуществовать на протяжении трех последующих веков. Зороастрийцы писали трактаты на пехлевийском языке: один из них был посвящен опровержению ислама, христианства, манихейства и иудаизма, ряд других — проблемам этики, космологии и загробной жизни или изложению основных положений зороастрийской религии. Эти трактаты дают представление о зороастризме сасанидской и послесасанидской эпохи.

Зурванизм. В дуалистической системе зороастризма вопрос о происхождении двух антагонистических первоначал либо оставлялся без ответа (предполагалось, что эти начала были даны и сосуществовали извечно), либо побуждал к поиску новых подходов. Такой подход был предложен — возможно, под греческим и вавилонским влиянием — в системе зурванизма. Зурван ("Время"), рассматривался здесь как отец Ормазда и Ахримана, которых он породил, ради чего он приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения он в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате этого сомнения родился Ахриман, Ормазд же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как еретическое в ортодоксальном зороастризме, который пытался подчинить Зурвана власти верховного бога, Ормазда, но при этом не мог объяснить происхождения Злого Духа.

Вероучение ортодоксального зороастризма. История мира, согласно ортодоксальному зороастризму, представляет собой грандиозную драму, охватывающую четыре трехтысячелетних периода. В первый период мир еще не имел материального существования; при этом его существование могло мыслиться либо как совершенное, либо как эмбриональное.

По истечении первого трехтысячелетнего периода все сущее было сотворено в своих материальных формах — начиная с неба, солнца, луны и звезд и заканчивая первочеловеком, именовавшимся "Смертная жизнь", и первобыком, именовавшимся "Единотворным". На это творение Ахриман ответил своим антитворением, однако его лишила силы магическая формула — одна из главных молитв зороастризма, произнесенная Ормаздом.

Третий период был отмечен вмешательством Ахримана в творение Ормазда, в результате которого Ахриманом были убиты как "Смертная жизнь", от которой ведут свое происхождение люди и металлы, так и первобык, от которого произошли животные и растения.

Начало четвертого, завершающего периода ознаменовалось приходом на землю зороастрийской религии, то есть — рождением Заратуштры. Считалось, что конец каждого тысячелетия в этот период будет отмечен приходом нового спасителя, преемника и чудесного потомка Заратуштры, последнему из которых предстоит провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового мира.

Зороастрийские жертвоприношения совершались в храмах при посредстве воды, хаомы, пучка прутьев и т.п. перед вечным огнем. Жертвоприношения сопровождались чтением всех Гат.

Зороастрийцы по сей день хоронят своих умерших в соответствии с древним мидийским обычаем: оставляя их тела на съедение хищным птицам в особых строениях, известных под названием "Башни безмолвия". Зороастрийцы избегают контактов с трупами и всеми объектами, считающимися "нечистыми", а если избежать осквернения не удается, подвергаются долгим и сложным обрядам очищения с помощью воды и коровьей мочи. По достижении семи (или десяти) лет каждый зороастриец получает рубаху и сплетенный из множества прядей пояс, который он должен носить до своего смертного часа.

В основе зороастрийской этики лежат идеи продолжения жизни и соблюдения чистоты: она превозносит брак и осуждает аскетизм и посты так же сурово, как блуд и прелюбодеяния.

Зороастрийцы верят, что после смерти душа встречается со своей совестью, предстающей в виде прекрасной девы или страшной ведьмы — в зависимости от добрых или злых дел человека в земной жизни. Теоретически, посмертная участь человека жестко обусловлена количественным соотношением его добрых и злых мыслей, слов и дел. Однако за умерших возносятся молитвы, совершаются богослужебные обряды, приносятся в жертву цветы и т.д., особенно — на Новый год.

Парсизм. В индии парсы в значительной степени отошли от традиционных зороастрийских верований и обрядов, однако в их среде большим почетом пользуются астрология, вера в переселение душ и теософия. Они возобновили связи со своими собратьями в Иране, что привело к расколу в их собственных рядах по поводу вопросов, касающихся обрядовой практики и календаря. Однако гораздо более сильным было европейское влияние. Парсы переняли европейскую одежду и обычаи и сделались преуспевающими торговцами и промышленниками. Они славятся своим милосердием. С помощью европейских ученых им удалось частично восстановить забытый смысл своих древних традиций. В настоящее время они знают, что обвинения в дуализме, которое в прошлом им нередко адресовали христиане и мусульмане, были несправедливы, так как основатель их религии Заратуштра был, помимо всего прочего, монотеистом, и все они, как и он, верят в окончательное торжество добра над злом.

Иранское влияние на западную мысль и религию. Начиная с конца классического периода язычники, а позднее и христиане, стали видеть в Заратуштре и магах предшественников своих собственных учений и верований. Так, Заратуштру считали учителем Пифагора. Кроме того, философия, астрология, алхимия, теургия и магия нашли отражения в т.н. халдейских пророчествах. В большинстве своем эти сочинения, приписываемые восточным мудрецам, были апокрифическими и несли на себе сильный отпечаток греческих понятий и идей с незначительными вкраплениями иранских элементов.

Иранское влияние на иудаизм и христианство. По-видимому, зороастризм стал оказывать влияние на иудаизм начиная с эпохи вавилонского плена; это влияние проявилось прежде всего в области ангелологии, демонологии и эсхатологии (учения о конечной судьбе мироздания и человечества). Иранское влияние особенно явно прослеживается в учении о "двух духах", упоминаемом в кумранских текстах. Говоря о влиянии зороастризма на христианство, нелегко провести границу между тем, что было воспринято христианством через иудаизм, а что пришло непосредственно из Ирана при рождении новой христианской религии. Так, например, хотя упоминание о семи Ангелах в Книге Откровения (1-3) было заимствовано из Книги Еноха и Книги Товита, однако само это учение восходит к зороастрийскому учению о семи Святых Бессмертных. С другой стороны, вера в ангелов-хранителей не засвидетельствована в иудео-христианской традиции нигде до Нового Завета; быть может, эта вера представляла собой сочетание зороастрийского учения о фраваши, духовных существах, рассматривавшихся как часть человеческой личности, но существующих до рождения человека и независимо от человека, с греко-римскими представлениями об охранительной роли гениев. Большинство подобных заимствований касается области эсхатологии. Представление о воскресении, хотя и знакомое иудаизму, однако приобретшее характер всеобщей веры лишь в христианстве, уже существовало в Иране на протяжении многих веков.

Кроме того, для христиан Иран был еще и страной трех волхвов (магов), которые, следуя за путеводной звездой, пришли поклониться младенцу Иисусу в Вифлеем. Позднее, продолжая наметившуюся уже в иудаизме традицию, христиане отождествляли Заратуштру с Иезекиилем, Нимродом, Сифом, Варухом и даже с самим Христом. Начиная с Юстина Мученика христианские апологеты стали ссылаться на Заратуштру и персидских магов как на языческих "свидетелей" истинности христианства, помогающих утвердить эту истинность в глазах язычников. Вместе с тем считалось, что Заратуштра явился отцом столь отвратительных, с точки зрения христиан, суеверий, как астрология и магия.

Митраистские мистерии. В 1 в. н.э. наиболее почитаемым богом в Иране (в особенности — в западном Иране) был не Ормазд, а солнечный бог Митра. По-видимому, митраизм смешался в Вавилонии или Малой Азии с вавилонскими и греческими учениями и культовой практикой, положив начало митраистским мистериям, распространившимся по всей Римской империи.

Манихейство. Манихейство представляло собой одно из гностических течений (см. также ГНОСТИЦИЗМ), будучи основано на дуализме греческого типа, противопоставлявшего Дух и Материю. Основателем манихейства был некий Мани, начавший свою проповедь в Сасанидской столице в Халдее ок. 270 н.э. В манихействе Бог мыслился трансцендентным и не несущим ответственности за творение, которое считалось результатом деятельности сил зла. При сасанидском правителе Шапуре I манихейство распространилось в Иране. Верховным божеством в манихействе выступал Зурван, а не Ормазд, последний же отождествлялся с первочеловеком, чье грехопадение и спасение составляют существенную часть мировой драмы. Однако манихейская этика, с ее строжайшими запретами, касающимися сексуальной жизни и определенных видов пищи, была чужда ортодоксальному зороастризму.См. также МАНИХЕЙСТВО.
Литература:

1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987
2. Мифы народов мира. Энциклопедия, тт. 1-2. М., 1991
3. Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. М., 1992
4. Терапиано Ю. Маздеизм: Современные последователи Зороастра. М., 1993
5. Авеста: Избранные гимны из Видевдата. М., 1993
6. Зороастр (Зара-Тустра): Жизненный путь провозвестника в Иране. М., 1994
7. Зороастрийские тексты. М., 1997
8. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998
9. Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб, 1998



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:36 | Сообщение # 3
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Культ Митры явился одним из центральных элементов зороастризма, ведь само имя Заратуштра, означающее "Староверблюдый", принадлежит идеологии скотоводов. Огнепоклонничество получило оформление в виде зороастризма, где огонь был возведен в статус божества, как живая, всепроникающая сущность. Археологи поныне находят в Южном Казахстане и Семиречье специальные жертвенники - аташданы, в которых разводился огонь и осуществлялись жертвоприношения.
Зороастризм явился древнейшей религией Востока, в которой были противопоставлены доброе и злое, светлое и темное начала, что говорит об исходной дуалистичности этой религии. Вначале были божества с двумя орлиными головами, выражавшие борьбу истины и лжи, правды и обмана. Культовым напитком была хаома, где присутствовали в большом количестве мак и эфедра, аналогичная с напитком сома (о нем упоминается в "Ригведе") отчего местные саки и получили название хаомаварга. Кладбище огнепоклонников в Таразе и раскопки городища Баба-Ата у хребта Каратау свидетельствуют о широком распространении зороастризма. С тех времен зороастриец, жрец понимался как могоч, маг, "мудрец Востока", ибо сказано в "Авесте": "Они, придут на помощь, если они довольны, не обижены, не враждебны".
Зороастрийские надгробия похожи своими островерхими вершинами на рвущееся пламя огня. Эта религия угадывается в особой форме захоронений, оссуариях - специальных глиняных сосудах для захоронения костей, хумах в некрополях, женских фигурках и демонах, сопровождавших усопших в лучший мир. В развалинах гг. Костюбе и Краснореченска в Семиречье сохранились зороастрийские памятники материальной культуры, которые показывают наличие местной формы верования, отличающейся от его канонической формы, ибо оно вошло в соприкосновение с другими культами, что придало ему местную специфику.
К памяти предков, вождей рода, его состоятельных членов взывало заклинание "Авесты". "Когда поднимаются воды (период дождей), они вступают в бой за свои места жилища... И те из них, которые одолевают, несут воду каждый для своего рода, для своего племени, для волости, для своей страны" {1}. Наличие в степях Казахстана зороастрийских некрополей показывает, что огнепоклонники издревле жили здесь, и эта вера исторически первой из больших религий была на этой территории. М. Бойс прямо пишет: "Исходя из содержания и языка, сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги" {2}.
Древние народные предания, освоенные Зороастром, народная религия его эпохи говорили о значении огня для скотоводчества, что отражено в известной песне "Похищение скота", где имеется обращение к Митре, старинному владыке пастбищ. Обожествление огня и воды, естественное для степняков, приводило к подношениям им. Возлияние воде состояло из молока, сока и листьев, а огню - из сухих чистых дров, благовоний из трав и листьев, животного мира. Это "подкармливание" огня производилось три раза в день, во время молитв, важным было приношение жира, когда готовилось мясо. С тех пор началось жертвоприношение животными, которое сопровождалось, освятительными молитвами, ибо душа животных улетала в другой мир и продолжала там жить. Зороастр подчеркивал, что важно не само по себе жертвоприношение, а благие деяние и интимная связь с необходимым порядком.
Для "Авесты" характерна высокая философичность и поэтичность. А.О. Маковельский писал: "Виртуозность заратустровского языка, мастерское употребление сравнений, метафор, эпитетов, богатство образов придает его произведениям высокую художественность. Отвлеченные мысли у него выражаются в форме наглядных образов, он живописует даже тогда, когда развивает самые отвлеченные идеи" {3}.
Близость к природе, которая была свойственна протоказахам, была отражена в зороастризме. В "Авесте" показана особая забота о животноводстве, скоте и кормах для него, водах и пастбищах, улучшении пород животных. Прямо говорится, что "тот, кто ест мясо, более исполнен доброго духа, чем тот, кто не ест мяса". Одно из мест, где земля радостна - там, где разводится много скота, и там, где скот дает больше навоза, ибо это питает землю, повышает ее плодородие. Печальна та земля, где нет жизни, торжествует смерть, много трупов людей и собак, много кладбищ и дахм.
Большая забота проявлена о рядовых гражданах и их здоровье, которое зависит от питания. Зороастр настаивал на улучшении качества питания, оно необходимо для сильных работников и здоровых детей. Он полагал, что от питания зависит нравственность народа, которая ухудшается с плохой пищей. Не случайно философ осуждает пост, ибо воздержание от пищи есть безумие, поскольку оно ослабляет тело.
Раскопки зороастрийского кладбища Тик-Турмас в Таразе показали: "Внешние оссуарии полностью воспроизводят формы типичной юрты. Поверхности их богато украшены геометрическим или растительным орнаментом, имитирующем аппликации кочевнических кошм. Стенки также покрывались рисунком с тем, чтобы максимально передать характерное для юрты убранство; плетение остова - кереге, уыков и чангарака" {4}.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:39 | Сообщение # 4
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Видна духовная близость зороастризма к насельникам Казахстана, ибо это - религия природы, имеющая огромное значение для степняков, а потому были благоприятно восприняты установки этой веры с фетишами огня, добра и света. Бартольд писал, что "только в столице тугузгузов большинство населения составляли манихеи, а в других частях страны - последователи Зороастра" {5}.
Всеохватывающий огонь был мировой силой, как свет, который все освещает, раскрывает и освежает, радостно приветствует новую жизнь, приносит блага, ибо без света жизнь невозможна. Зороастризм, подметивший решающую роль огня, как света в темном царстве мрака, развивает это в понимание огня как добра, мировой цели, потому восхождение к свету означает путь к добру, как к высшей благодати и мировому совершенству.
Поддержку в Степи получило и разделение мира на духовную и телесную сферы, где исходным признавался духовный мир, в котором возникали прообразы добра, зла и человека, а затем материализовывались в мире земном. Везде видно, что добро и зло перемешаны в мире, однако каждый должен жить с добрыми мыслями, говорить добрые слова и вершить добрые дела, иначе ему не поздоровится на четвертый день после смерти, когда настанет суд над его душой.
Мораль "Авесты" заключала в себе простые и понятные истины о чистоте помыслов, благожелательном отношении к людям, помощи в нужде и опасности, активной борьбе со злом, мире и согласии со всеми, единодушии, долге и справедливости. Это пробуждало отвержение зависти, необузданного гнева, мелких страстей и необдуманных поступков. Человек должен быть умеренным в своих желаниях и мыслях, удалить от себя корысть и жестокость, тщеславие и беззаконие.
Вино следовало пить умеренно, оно способствует перевариванию пищи и усиливает обменные процессы в теле, гонит кровь в организме, удаляет скорбь, воспламеняет цвет лица и повышает деятельность ума, зажигает огонь жизни. Умеренное потребление вина улучшает работу памяти, увеличивает силу зрения и силу речи.
Зороастр ввел празднование сезонных работ, которые были посвящены Ахура - Мазде и шести меньшим божествам. Они назывались в честь скотоводства и земледелия "Середина весны", "Праздник уборки зерна", "Празднество возвращения домой скота с летних пастбищ" и др. Для нас особое значение имеет седьмой праздник в честь огня, который сохранился в Степи - Наурыз (Новый день). Он олицетворял возвращение добрых духов, несущих тепло и свет после стылой зимы, вместе с ним наступало лето. Как специально обращенное к степнякам, звучит слово "Авесты": "Святую Армаити, благую, выбираю я себе. Пусть она будет моей. Я отвергаю грабеж и угон скота, ущерб и разрушение домов поклонников Мазды". Завершалось это требованием соблюдения тройственного добра и восхвалением веры: "Я предаю себя благой мысли, я предаю себя благому слову, я предаю себя благому делу, я предаю себя религии поклонения Мазде, которая... истинная, величайшая и лучшая из всех (религий), которые есть и будут - прекраснейшая, ахуровская, зороастрийская" {6}.
Зороастризм сумел продержаться в Средней Азии и Казахстане до прихода ислама, а его тайное влияние на умы людей чувствуется и поныне. В спектре верований и конфессий он занимал весомое место, имел нишу среди населения. Бартольд писал, что "к последователям Зороастра принадлежали аристократы и богатый класс народа. Еще до сих пор туземцы приписывают значительную часть древних могильных курганов мугам, т.е. магам, огнепоклонникам..." {7}.
С зороастризмом связано представление о переходе от племенных культов к межгосударственным религиям. Во всех мировых религиях можно встретить следы влияния зороастризма, особенно в иудаизме и исламе. Зороастризм был первой религией, сумевшей объединить значительные пространства под единым духовным флагом. На долгие века сохранилось учение Зороастра в Казахстане, ибо оно было насыщено жизнелюбием, восхвалением деятельности людей. М. Бойс писала: "Зороастрийское учение придавало людям надежду и силу, оно предлагало не только правила поведения, но и полноценную духовную жизнь, включавшую много радостных обрядов, смягчавших строгость дисциплинарных требований. Это была жизнеутверждающая религия, а не религия отказа от мира" {8}.
Жизнелюбивый дух зороастризма сохранился в мышлении казахов, их коллективных темах и мифологических образах, в открытости и раскованности мировоззрения, оказавшегося удивительно восприимчивым ко многим духовным и культурным веянием. Для степняков зороастризм более чем конфессия, он приближается к рангу этнической идеологии, ибо потом эта тяга к вольности надолго исчезает, будучи задавлена пятой мировых религий.
Однако в исторической памяти народа навсегда остались культы огня и воды, тотемизм, мифологические темы ответственности человека перед судьбой, о судном дне, рае и аде, очищении и исцелении, коллективные образы всадника, коня, воинских набегов, верности родному очагу и справедливости.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:40 | Сообщение # 5
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Степная родина зороастризма сохраняется и в понимании ценностей мироздания, особых предметностях сознания, где значение имеют интуитивные образы наследия и души, веры и религии. В инстинктивном понимании религиозности, святости и мудрости казахов исторически первое место занимают установки зороастризма, ориентированные на близость к природе, жизнелюбие и гордость, что зафиксировано в многочисленных мифологических темах. Геродот писал, что от зороастризма остались установки не воздвигать кумиры, храмы и алтари, а приносить жертвы солнцу, луне, земле, огню, воде и ветрам.
Эти элементы продолжают существовать в духовной жизни казахов, где виден примат веры по отношению к знанию, мысли над действием, духовности над рассудком, мудрости над могуществом и божественной воли над свободной волей человека. Зороастризм сыграл свою роль в сокращении числа племенных богов у людей, ликвидировал "дэвов" и довел почитаемых божеств до двоих - Ахурамазды и Митры.
Чистота воды и огня была воспринята в последующих культах, что переросло в приоритеты добра, справедливости и благочестия. В знаменитой Бехистунской надписи сказано: "Говорит Дарий - царь: Ты, который царем впоследствии будешь, который сторонник лжи, который насильник, тому другом не будь, наказывай сурово" {9}.
В Накширустемской надписи выражены основы зороастризма: "То, что право, то мое одобрение. Сторонника лжи я ненавижу. Я не возбуждаюсь. Тех, которые вызывают мое возбуждение, я крепко держу (в сердце). Воли моей собственной я вполне господин. Если человек трудится, то я его, согласно заслуге, награждаю. Кто преступает, то я его, согласно преступлению, наказываю. Не мое это одобрение, чтобы... совершалось преступление. И также не то мое одобрение, если совершается преступление, чтобы оно не наказывалось. Если кто - нибудь для суда на другого скажет, то мне это не является правдоподобным" {10}.
Зороастризм, как писала М.Бойс, был "самой древней из мировых религий откровения". Он явился первой религией, "полученной пророком от бога", потому именно он оказал влияние на первичные духовные прасимволы этноса, на различные стороны общественного бытия, элементы этнического сознания и компоненты существования. Элементы свободолюбия и жизнерадостности с тех пор остаются в ткани степного этноса. В исторической литературе обсуждались подвиги сака Сирака, который во имя спасения Родины изувечил себя и завел войско Дария в пустыню. В. В. Струве писал: "В среде сакских отрядов армии Ахеменидов продолжали, конечно, распеваться песни, созданные в далеких степях Средней Азии о славных подвигах прошлого сакского народа. Эпос заменял сакам достоверную письменную историю" {11}.
Это же касается и речных саков, массагетов бассейна Сырдарьи. Ощущение внутренней близости степняков сказывалось и на общности религиозных традиций: "Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей, а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это - солнце. Солнцу они приносят в жертву коней" {12}.
Выступая против персидских войск, саки и массагеты отстаивали свою Родину, хотя зачастую они уже в составе персидских формирований участвовали в боевых походах. Во время нашествия Кира в степи "противники, стоя друг против друга, издали стреляли из луков. Затем, исчерпав запас стрел, они бросились врукопашную с кинжалами и стрелами. Долго бились противники, и никто не желал отступать. Наконец массагеты одолели" {13}.
Внутри же персидского войска саки были одними из лучших, о чем свидетельствует Геродот при описании битв у Марафона и Платей. Это показывает важность стремления к свободе и жизнелюбивости протоказахов, что, несомненно, переплеталось с учением зороастризма о радости жизни. Ничто не могло задушить волю к свободе степняков, они постоянно воевали с Ираном, который намеревался их захватить, хотя охотно входили в состав персидских войск, как легкая кавалерия при неисчислимых войнах.
Учение Зороастра оказало большое влияние и на ислам. Огнепоклонники, сравнительно легко переходили в новую веру, хотя и в зороастризме их оставалось много, да и поныне существуют общины парсов. Некоторые установки зороастризма ныне фигурируют в качестве мусульманских. Таковыми являются пятикратная молитва, запрещение изображений, необходимость подаяния, вера в существование ада и рая, конец мира, судный день и др.
Ислам же привлекал зороастрийцев своей первоначальной простотой, ведь он только впоследствии оброс пышной обрядностью, толкованиями, комментариями, нововведениями, сборниками обычаев и примеров. Конечно, переход в ислам в значительной мере объяснялся льготами по отношению к новообращенным, отменой рабства для мусульман, отменой подчинения многочисленным жрецам и ликвидацией подушного налога. Однако, в основном, это происходило потому, что новая религия сохранила многие постулаты зороастризма, оказалось преемственной, а это говорит о значимости мировоззренческих установок зороастризма, как древнейшей религии насельников Казахстана.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:42 | Сообщение # 6
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Зороастри́зм (авест. Мазда Ясна, букв. «почитание Мудрого», Вахви Даэна, «Благая Вера») — самая древняя из мировых религий откровения[1]. Зороастризм сложился на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от Бога — Ахура-Мазды[2].

Зороастризм является первой известной пророческой религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1738 году до н. э. «Первая вера» — традиционный эпитет Мазда Ясны.
Воображаемый портрет Заратуштры. Изображение XVIII века.

Зороастризм возник в среде арийских народов, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является северо-восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Атропатене и в Средней Азии на территории нынешнего Таджикистана. Существует также теория о зарождении ариев северней — на территории современной России: в Пермском крае и на Урале. В Атропатене сохранился Храм вечного огня — Атешгях. Он расположен в 30 км от центра Баку, на окраине селения Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). В современном виде храм построен в XVII—XVIII веках. Он сооружен проживавшей в Баку индийской общиной, исповедовавшей религию сикхов. На этой территории было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников (приблизительно начало нашей эры). Они придавали неугасимому огню мистическое значение и приезжали сюда поклониться святыне.

Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в Единого Бога. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, Бога и злого демона Ангро-Майнью (Ахримана). Ахура-Мазда (Ормазд) в Конце Времён победит Ахримана. Зороастрийцы не считают Ахримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом.

Священный текст — «Авеста», написан на авестийском языке, близком к санскриту и соответственно к праславянскому языку. По мнению большинства учёных самим Заратуштрой была составлена её древнейшая часть, известная под названием Гаты. В III веке н. э. были добавлены комментарии (Зенд), и в полном виде канонический сборник называется Зенд-Авестой. Традиционные зороастрийцы считают что все части современного корпуса Авесты содержат истину, полученную в виде откровения непосредственно от Господа.

Анджоман мобедов Ирана (Анджоман-э Моган-э Иран), наиболее авторитетная организация в структуре зороастрийской священнической иерархии, утверждает, что зороастризм является универсальной прозелитической религией. Людям, которые пришли к зороастризму самостоятельно, при соблюдении некоторых условий, не может быть отказано в его принятии. Однако парсийские дастуры в Индии не признают возможность обращения в зороастризм неиранцев по рождению, что осуждено как ересь. В отличие от ислама и христианства, зороастрийцы не ведут активной миссионерской деятельности. Это объясняется тем, что зороастрийцы, в отличии от христиан и мусульман, не считают души всех людей, не исповедующих зороастризм, погибшими и требующими спасения. Считается, что души людей после смерти судят не по религиозной принадлежности, а по мыслям, словам и делам, что даёт возможность незороастрийцам прожить праведную жизнь и избежать худшей участи после смерти.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:42 | Сообщение # 7
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
История зороастризма
Фаравахар. Персеполь, Иран.

1. Архаичный период (до 558 до н. э.): время жизни пророка Заратуштры и существования зороастризма в форме устной традиции;
2. Ахеменидский период (558—330 до н. э.): воцарение династии Ахеменидов, создание персидской империи, первые письменные памятники зороастризма;
3. Период эллинизма и Парфянского государства (330 до н. э. — 226 н. э.): падение ахеменидской империи в результате похода Александра Македонского, создание парфянского царства;
4. Сасанидский период (226—652 н. э.): возрождение зороастризма, кодификация Авесты, развитие централизованной зороастрийской церкви, борьба с ересями;
5. Исламское завоевание (652 н. э. — середина XX века): упадок зороастризма в Персии, возникновение парсийской общины Индии, создание среднеперсидской литературы, сохранение традиции под властью мусульман.
6. Современный период (с середины XX века до настоящего времени): миграция иранских и индийских зороастрийцев в США, Европу, Австралию, установление связи диаспоры с центрами зороастризма в Иране и Индии.

В настоящее время группы зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы). Также существуют зороастрийские общины в Австралии, Европе, Северной и Латинской Америке, и некоторых других странах. В Российской Федерации, и странах СНГ действует сообщество традиционных заратуштрийцев, называющих свою религию на русском языке словом «благоверие».

[править] Пантеон

Все представители зороастрийского пантеона именуются словом язата (букв. «достойный почитания»). К ним относятся:

1. Ахура Мазда (греч. Ормузд) (букв. «владыка мудрости») — Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;
2. Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») — семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента — ипостаси Ахура Мазды;
3. Язаты (в узком смысле) — духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;
4. Фраваши — небесные покровители праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.

Силам добра противостоят силы зла:
Силы добра



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:43 | Сообщение # 8
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Силы добра Силы зла
Спента-Манью (святость, творческое начало). Анхра-Майнью (греч. Ахриман) (скверна, разрушительное начало).
Аша Вахишта (справедливость, истина). Друдж (ложь), Индра (насилие)
Воху Мана (ум, благомыслие, понимание). Акем Мана (злой умысел, путаница).
Хшатра Ваирья (могущество, решительность, власть). Шаурва (трусость, подлость).
Спента Армаити (любовь, вера, милосердие, самопожертвование). Тарамаити (ложная гордость, спесь).
Хаурватат (здоровье, целостность, совершенство). Таурви (ничтожество, деградация, болезнь).
Амеретат (счастье, бессмертие). Заурви (старость, смерть).



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:44 | Сообщение # 9
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Догматика и ортодоксия
Фаравахар — один из главных символов зороастризма

Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Можно выделить ряд истин, которые необходимо знать, понимать и признавать каждому зороастрийцу.

1. Существование единого, высшего, всеблагого Бога Ахура Мазды;
2. Существование двух миров — Гетиг и Меног, земного и духовного;
3. Конечность эры смешения добра и зла в земном мире, будущий приход Саошьянта (Спасителя), конечную победу над злом, Фрашо Керети (преображение мира в Конце Времён);
4. Заратуштра является первым и единственным в истории человечества пророком Ахура Мазды;
5. Все части современной Авесты содержат богооткровенную истину;
6. Священные огни являются образом Бога на земле;
7. Мобеды являются потомками первых учеников Заратуштры и хранителями откровенного знания. Мобеды осуществляют литургию, поддерживают священные огни, толкуют учение, совершают ритуалы очищения;
8. Все благие существа имеют бессмертных фраваши: Ахура Мазда, язаты, люди, животные, реки, и т. д. Фраваши людей добровольно избрали воплощение в земном мире и участие в сражении со злом;
9. Посмертный суд, справедливое воздаяние, зависимость посмертной судьбы от земной жизни;
10. Необходимость следования традиционной зороастрийской ритуальной практике для сохранения чистоты и борьбы со злом.

Наиболее известными в истории зороастризма еретическими течениями являлись: митраизм, зурванизм, манихейство, маздакизм. Зороастрийцы отрицают идею реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира. Они всегда уважали животных, входящих в их гороскоп. Это были пауки, лисицы, орлы, совы, дельфины и другие. Они пытались никак не вредить им и не убивать.

[править] Иерархия

[править] Чины

1. Мобедан мобед (мобед задэ)
2. Сар-мобед или пехл. «бозорг дастур» (мобед задэ)
3. Дастур (мобед задэ)
4. Мобед (мобед задэ)
5. Хирбад (мобед задэ)

Помимо регулярных чинов в иерархии существуют звания Рату и Мобедъяр.

Рату — защитник зороастрийской веры. Рату стоит на ступень выше мобедан мобеда, и является непогрешимым в вопросах веры.

Мобедъяр — образованный в религиозных вопросах бехдин не из рода мобедов. Мобедъяр стоит ниже хирбада.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:44 | Сообщение # 10
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Священные огни
Зороастрийский храм в Йезде

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов. Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:

1. Шах Аташ Варахрам (Бахрам) — Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
2. Аташ Адуран (Адаран) — Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды.
3. Аташ Дадгах — Огонь третьего ранга должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

[править] Мировоззрение
Бехистунская надпись

Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души («частицы света»), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.

Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша). Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи Совести (Чиста). Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников. (На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра — «омерзительных» животных — хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Майнью). Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли — дужмата, дужухта, дужвартшта).

Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство мобеда или праведника.

По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к Мосту Чинвад, Мосту Разделения (Мосту решения), ведущему на небеса (в Дом песен). У моста над душой происходит посмертный суд, в котором со стороны сил добра выступают язаты: Сраоша, Митра и Рашну. Суд проходит в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад. Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша. Если благих дел человека недостаточно для его спасения, то язаты выделяют часть добрых дел из каждой выполненной бехдинами обязанности. У моста Чинвад души умерших встречают Даэну — свою веру. Праведникам она представляется в виде прекрасной девушки, помогающей перейти мост, негодяям она встречается в виде страшной ведьмы, сталкивающей их с Моста. Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад.

Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Анхра-Майнью и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые — праведники и грешники — воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:44 | Сообщение # 11
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Ритуальная практика
Яшта (28.1)

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и церемониям. Главная особенность зороастрийских обрядов — борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные не подвержены осквернению при соприкосновении с трупом и обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов.

Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, по этой причине зороастрийцев часто называли «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь — лишь образ бога на земле. К тому же зороастрийский культ по-русски не может быть назван поклонением, потому что во время молитвы зороастрийцы не кланяются, а стоят прямо.

Общие требования к ритуалу:

* ритуал должен проводиться лицом, которое имеет необходимые качества и квалификацию. Ни один обряд не может проводиться женщиной;
* участник ритуала должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, на нём должны быть сэдрэ, кушти, головной убор; если у женщины длинные, неубранные волосы, они должны быть накрыты платком;
* всем присутствующим в помещении, где располагается священный огонь необходимо находиться к нему лицом и не поворачиваться спиной;
* в присутствии священного огня или заменяющего его неосвящённого огня все находящиеся в помещении должны встать;
* присутствие перед огнём при проведении ритуала неверующего человека или представителя другой религии ведёт к осквернению ритуала и его недействительности.
* тексты молитвы читаются на языке оригинала (авестийский, пехлеви).

Парсийская церемония навджот

Обряд принятия зороастризма — сэдрэ пуши (перс. букв. «одевание рубахи») или навджот (букв. новое рождение).

Обряд проводится мобедом. Во время обряда принимающий веру человек произносит зороастрийский символ веры, молитву Фраваран, надевает священную рубаху сэдрэ (судрэ) и повязывает священный пояс кушти. Обряд проводится обычно по достижении ребёнком совершеннолетия (15 лет), но может проводиться в более раннем возрасте, но не ранее, чем ребёнок сможет сам произнести символ веры и повязать пояс. При принятии зороастризма новообращённым в зрелом возрасте необходимо чтобы человек находился в здравом уме, не был наркозависим и не совершал неискупимых грехов. Будущий прозелит должен находиться в контакте с наставником не менее одного года до прохождения сэдрэ пуши. В это время он должен пройти обучение у мобедов или бехдинов.

Сэдрэ и кушти — рубаха и пояс, специально освещённые мобедом, олицетворяют чистоту души и связь с богом, защищающую от внешнего и внутреннего зла. Ношение священной одежды является долгом заратуштрийца. Религия предписывает находиться без сэдрэ и кушти как можно меньше времени. Пояс необходимо регулярно обновлять, то есть развязывать и повязывать заново. Это необходимо делать перед чтением молитвы, совершением важного поступка, принятием важного решения, после осквернения. Сэдрэ и кушти необходимо постоянно поддерживать в состоянии чистоты. Допускается наличие сменного комплекта, на случай, если первый выстиран. При постоянном ношении сэдрэ и кушти их принято менять два раза в год — на Новруз и праздник Мехр Ган.

Гахи — ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках — гахов:

* Хаван-гах — от рассвета до полудня;
* Рапитвин-гах — от полудня до 3 часов по полудни;
* Узерин-гах — от 3 часов по полудни до заката;
* Аивисрутрим-гах — от заката до полуночи;
* Ушахин-гах. — от полуночи до рассвета;

Джашны и Гаханбары — праздники, отмечаемые по заратуштрийскому календарю в течение года. В праздники проводятся службы в честь язатов.

Новруз — главный зороастрийский праздник, новый год. Новруз празднуется в день весеннего равноденствия. Началом нового года считается первый восход Солнца после астрономического равноденствия. Новруз символизирует победу добра над злом и возрождение совершенного мира в конце времён.

Гавахгиран — свадебный обряд в зороастризме.

Нозуди — обряд посвящения в священнический чин, сословный чин, коронация монарха.

Сагдид — обряд оглядывания человека собакой для изгнания из него дэвов при проведении барашнум — церемонии очищения. Сагдид также проводят над бездыханным телом для определения жив или мёртв данный человек.

Обряд погребения — традиционным способом погребения у зороастрийцев является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении — «дахме» — для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп — это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Ахримана в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Традиционное погребение обычно осуществляют специальные люди — «насусалары», выделяемые в отдельное сословие. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака.

Падъяб — ритуал омовения. Полное омовение (от головы до ног) совершается перед совершением важных ритуалов, утром после пробуждения, после отправления большой нужды, после потери ритуальной чистоты в результате контакта с рвотными массами, кровью, семенем, мочой, калом. Частичное омовение (руки, лицо) совершается перед приёмом пищи, после отправления малой нужды.

Барашнум — длительный ритуал очищения, проводимый мобедом с участием собаки. Барашнум проводится после осквернения человека прикосновением к трупу или совершения тяжкого греха, перед посвящением в священнический чин. Барашнум считается очень полезным для облегчения посмертной судьбы. Каждому зороастрийцу рекомендуется пройти этот обряд хотя бы раз в жизни.

Дрон — ритуал приготовления и освящения мобедом дрона — ритуального хлеба для зороастрийского «причастия».

Хум (хом) м ритуал приготовления и освящения напитка «хаома», используемого священниками при проведении других ритуалов.

Ясна — зороастрийская литургия, совершаемая мобедами в присутствии освящённого огня, в ходе которой читаются 72 главы Ясны.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 18:44 | Сообщение # 12
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Зороастризм в Индии
Свадьба парсов, 1905

Индийские зороастрийцы: зороастризм это одна из малочисленных, но крайне важных религий, распространённых в современной Индии, а также в Пакистане и Шри-Ланке. Большинство людей, исповедующих зороастризм, именуют себя парсами. Зороастрийцы Индии — очень самобытное и довольно обособленное религиозное меньшинство. Парсы — потомки древних персов-зороастрийцев, бежавших от исламских завоеваний в VII в. Однако, затем, по-видимому, в их ряды всё же влились и представители местных общин. Общая численность зороастрийцев в Индии — свыше 100 000 человек, или около 0,007 % индийского населения. Основной район концентрации — индийский город Мумбаи.

[править] Связь с другими религиями

Считается, что многие принципы современных авраамических религий, а также северного буддизма могли быть заимствованы из зороастризма.

В христианских Евангелиях упомянут эпизод «поклонения волхвов» (скорее всего, религиозных мудрецов и астрономов). Высказываются мнения о том, что эти волхвы могли быть зороастрийцами.

Кроме того, в зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе отсутствует идея цикличности — время идет по прямой от сотворения мира до окончательной победы над злом, никаких повторяющихся мировых периодов нет.

[править] Современное положение

Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет около 200 тыс. чел. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.

[править] Интересные факты

* Праздник Навруз и поныне является национальным праздником во всем мусульманском мире. Праздник Навруз отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия. На праздничном столе в Навруз обязательно присутствует сумаляк, сваренный из проросших ростков пшеницы.

В Казахстане к празднику готовят суп, называемый Наурыз-коже и состоящий из 7 компонентов. В Азербайджане на праздничном столе должны стоять 7 блюд, название которых начинается на букву «С». Например, сэмэни (блюда, приготовленное из проросших пшениц), сюд (молоко) и т. д. За несколько дней до праздника пекут сладости (пахлаву, шэкэрбуру). Обязательным атрибутом Навруза также являются крашеные яйца.

* Гигантский Симург — священная птица зороастризма, является основным элементом эмблемы рок-группы Queen. Эмблему разработал лидер группы, Фредди Меркьюри — парс по рождению, который, будучи выходцем с Занзибара, придерживался зороастрийской веры. Гигантский Симург также изображен на гербе Республики Узбекистан и называется птицей «Хумо»(птица счастья).

* Одним из основополагающих элементов видеоигры Prince of Persia (2008) является упрощённая версия зороастризма — личное противостояние между Ормаздом и Ахриманом.

* Мир тетралогии Александра Зорича «Завтра война» включает в себя космическую цивилизацию Клонов, отколовшуюся от человечества и в результате явления «ретроспективной эволюции» вернувшуюся к зороастризму. На основе данного книжного цикла сделаны компьютерные игры «Завтра война» и «Завтра война. Фактор К», где также упоминается зороастризм.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
YuriyTafДата: Понедельник, 26.12.2016, 05:28 | Сообщение # 13
Человек
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Направление: Russia
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Совсем недавно я наткнулся на один интересный сайт - http://adv-akme.ru/ - купить футболки и http://adv-akme.ru/ - купить печать на футболки подчерпнула много нового для себя и была очень удивлена разнообразием ассортимента по теме купить печать на футболки . Посмотрите, может вам будет интересно. Разделите мое удивление))))

http://adv-akme.ru/
нет доступа
RobertphotoДата: Вторник, 27.12.2016, 22:53 | Сообщение # 14
Человек
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Направление: Россия
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Привет всем!
Нашел прикольный спортпит из Америки на этом сайте: http://testosteronusa.com/ :
http://testosteronusa.com/state/testoboost-pro-niwali-advanced-review-rhode-island-and-providence-plantations.htm
http://testosteronusa.com/state/testoboost-pro-vigorex-west-virginia.htm
http://testosteronusa.com/state/testoboost-pro-free-trial-burbank.htm
http://testosteronusa.com/state/testoboost-pro-buy-advanced-kansas-city.htm
http://testosteronusa.com/state/west-covina-testoboost-pro-what-is-niwali.htm
http://testosteronusa.com/state/georgia-testosterone-natural-pills.htm
http://testosteronusa.com/state/detroit-testoboost-pro-advanced-niwali.htm
нет доступа
NikelWhotsДата: Четверг, 05.01.2017, 10:18 | Сообщение # 15
Человек
Группа: Пользователи
Сообщений: 4
Направление: Lebanon
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Рада всех видеть С Рождеством Вас! Меня зовут Ангелина и я очень люблю покупать в Интернете.
Месяц назад я узнала, что некоторые магазины, могут возвращать до 30% стоимости покупки.
Вы думаете, что этого не может быть? Конечно может! Чтобы убетиться в этом, достаточно прочитать вот https://texnoera.com/internet/drugoe/top-5-keshbek-servisov.html - эту статью.
Перейдя по приведенной више ссылке вы ничем не рискуете и ничего не теряете. Если вы не знаете, что таке cashback (возвращение денег обратно) то ещё и благодарить Меня будете

Если ссылка не работает, то вот прямая ссылка: https://texnoera.com/internet/drugoe/top-5-keshbek-servisov.html

PS. Если не в том разделе написала, то перенесите в более подходящий. Спасибо!
нет доступа
Argentum Luna » Мировые религии » Зороастризм » Общие сведения
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Белый каталог Мир Знания Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Argentum Luna - Магия Серебряной Луны

Подписаться письмом