Аура человека (греч. αυρα — веяние) — проявление души и духа человека . Научно существование ауры не подтверждено.
Аура — золотистое сияние, наблюдаемое, согласно религиозным и эзотерическим преданиям и легендам, вокруг головы и всего тела человека. Признак особой мистической силы . Даже в этих областях культуры отрицается возможность видеть ауру произвольным человеком.
В мистической литературе описывается как видимый лишь при сверхчувственном восприятии сияющий овальный облик, окружающий все тело человека, в изобразительном искусстве — нимб, ореол.
На иконах аура отображает особый признак ангелов и святых. Однако нимб изображается всего лишь как символ святости
В эзотерике, парапсихологии и нью-эйдж — область, которая окружает тело человека, как ореол, и состоит из нескольких взаимосвязанных слоёв, обычно представляемых в разном цвете.
Многие основные положения в псевдонауке понятия ауры заимствованы из сообщений медиумов или практик древних восточных философий.
Людей, приписывающих себе способности видеть ауру, обычно называют «экстрасенсами» — например, Эдгар Кейси, Ходсон и В. Райх утверждали, что видели ореол синего цвета, окружающий живые объекты. Говорят, что художник Нестеров писал на картинах виденную им ауру.
Согласно западной традиции теософии, антропософии и парапсихологии, у каждого слоя ауры имеется свой определённый цвет и значение, соответствующее определённым функциям. Например, выделяют эфирное, эмоциональное, ментальное, каузальное (причинное) поле.
Часто аура связывается с такими понятиями парапсихологии, как чакры, которые располагаются внутри ауры. Чаще всего эти связи отображаются в виде цвета слоя ауры и цвета чакры, которая соответствует этому слою, или цвета «энергии», питающей эти системы. Поэтому отдельные слои ауры часто называют «энергетическими телами». Другой способ выявляет связи этих систем — по общим функциональным признакам.
Теософия Е.П. Блаватской опирается на древние философско-религиозные учения, главным образом веданту, буддизм, а также раннее христианство. Она проводит классификацию принципов человека, включая физическое тело, многие тонкие тела или средства перемещения (okhema) сознания и бессмертного духа.
1. Sthula Sharira — Грубое Физическое тело 2. linga sarira — Двойное или Астральное тело ; 3. Prana — Жизненный принцип; 4. Кама rupa — Форма Желания; 5. Manas — Мышление, состоя из Более низкого, Более высокого — Манас, и последнего духовного существа — Эго; 6. Buddhi — Духовная Душа (средство перемещения духа); 7. Atma — Дух, луч Абсолюта;
Идеи Блаватской далее были популяризированы в статьях А.Безант. Она описала подробно эти семь тел. Последовательность тел следующая:
1. Плотное физическое тело; 2. Эфирное тело; 3. Астральное или эмоциональное тело; 4. Ментальное тело (конкретный ум); 5. Причинное тело (каузальное, кармическое или абстрактный ум); 6. Буддхическое (Душа, Божественная любовь); 7. Атмическое (Дух, Божественное всемогущество);
Тонкие тела в мировоззрениях востока
(Sukshma sarira or Sukshma sharira) определяет тонкое тело как триаду из пранического, ментального тела и тела сознания (Пранамайа, Маномайа, Виджнянамайа). Вместе с причинным (каузальным или кармическим) тонкое тело переходит из одной жизни в другую (реинкарнация).
В индийской философии веданта тонкие тела называются кошами.
Пять кош:
1. Аннамайа-коша, оболочка формируемая за счёт пищи (тело); 2. Пранамайа-коша, оболочка праны, как жизненной силы; 3. Маномайа-коша, оболочка или «вместилище ума» (манас); 4. Виджнянамайа-коша, оболочка интеллекта и чистого знания; 5. Анандамайа-коша, оболочка блаженства.
В эзотерике — астральный двойник человека, фантом, тень или «тонкое тело». При определённых условиях может являться живым в форме привидения.
Е. П. Блаватская в работе [1] отождествляла понятия эйдолона и человеческого призрака. В то же время, в работе [2] она указывает, что
...эйдолон греков, жизненное и прототипное тело; отражение человека из плоти. Оно рождается раньше, и умирает или исчезает вместе с исчезновением последнего атома тела.
В сочинениях М.Генделя о Розенкрейцерах говорится, что астральные тела умерших в течение некоторого времени после их смерти обитают в Мире желаний и, так как этот мир пересекается с физическим миром, эти сущности, «мёртвые», очень часто остаются достаточно долго возле своих живущих друзей [3]. Гендель утверждает, что в низших слоях Мира желаний можно видеть всё тело каждого существа, но в высших можно видеть только голову.
В философии Платона эйдолон обозначает копию или образ идеи, не отражающий ее сущности [4]. К. А. Свасьян указывает в работе [5]:
...термин "эйдолон" есть образ, но ограниченный лишь чувственной реальностью (без "способа восхождения"). Интересно, что у Платона слово это носит, как правило, бранный характер; "фабрикант образов" - такую характеристику заслуживают у него софист, поэт и художник.
В сочинениях М.Генделя о Розенкрейцерах говорится, что астральные тела умерших в течение некоторого времени после их смерти обитают в Мире желаний и, так как этот мир пересекается с физическим миром, эти сущности, «мёртвые», очень часто остаются достаточно долго возле своих живущих друзей
как бы по сути мир желаний это и есть астральный мир она не может больше жить в этом мире...свет семиконечной звезды гаснет