Путь энергии Основополагающим для даосского учения является понятие энергии, или жизненной силы. Энергия понимается как основополагающая жизненная сила, лежащая в основе всех феноменов – физических и тонких. Это близко к современному пониманию волнового излучения различной частоты или интенсивности. Только в отличие от современных взглядов, древние даосы рассматривали энергию не как набор отдельных блоков (твердые предметы, электричество, радиация), а скорее как единый спектр различных частот. Как только даосы убедились в том, что эта энергия дает жизнь всему, они начали исследовать нефизические аспекты жизненной силы своих тел. Физическое тело мы можем потрогать и ощутить, поскольку это самая плотная часть энергетического спектра. Но в этом же спектре есть и настолько тонкие аспекты жизненной энергии, которые никогда не достигают даже малой доли уплотнения. Каждый раз, когда даос садился и успокаивал мысли, фокус пяти чувств и умственное внимание постепенно сдвигались от физического к более тонким аспектам тела. Если практик долгое время находился во внутренней тишине, не отвлекаясь на возникающие мысли и не засыпая, он приобретал очищенное восприятие жизненной силы. Некоторые древние даосы, концентрируясь на тонкой энергии часами день за днем, начинали ощущать, как потоки жизненной силы циркулируют в их телах. Еще через некоторое время даосы научились различать эти потоки достаточно точно, в результате стали называть их меридианами. Открытие меридианов дало толчок в развитии науки о лечении тела. Возникновение болезни теперь понималось как появление блоков, препятствующих циркуляции жизненной энергии в определенных частях тела и гландах. Для восстановления нормальной циркуляции даосы придумали множество упражнений, диет и медитаций. Однако хорошей циркуляции недостаточно для поддержания хорошего здоровья. Даосы отметили, что основополагающее влияние на циркуляцию жизненной силы по меридианам оказывает эмоциональное состояние человека.
Если человек очень рассержен, у него повышается сердцебиение и циркуляция крови, сбивается дыхание – обычно, учащается. Температура тела и мышечный тонус также возрастают. Энергия буквально перекипает в теле. Однако качество этой энергии не слишком хорошее из-за негативного эффекта злости. Еще в древности было замечено, что если человек ложится спать с большим количеством непогашенной агрессии, прежде всего, ему будет тяжело заснуть. Мыслительные процессы и внутренний разговор будет длиться часами. Когда, наконец, усталость победит тело и человек заснет, его будут преследовать бесконечные цепочки снов, в которых преобладает агрессия. В своих исследованиях тонкой энергии даосы сумели определить, где в теле человека находятся источники эмоций – положительных и отрицательных. В случае со злостью наибольшие энергетические изменения происходят в районе печени. Печень не только нагревается, но сжимается и блокируется так, что жизненной энергии приходится прилагать столько усилий, что боль охватывает целую область вокруг печени.
С открытием основополагающего эффекта, который эмоции оказывают на качество и циркуляцию жизненной силы, даосы разработали целую ветку техник по очистке эмоций. Одна из самых простых практик называется Внутренняя Улыбка: это когда практикующий посылает улыбку понимания в ту или иную часть тела вместе с продолжительной волной положительных чувств. Другая мощная практика - Шесть Исцеляющих Звуков, когда произнесение определенных звуков стимулирует жизненно важные органы к более гармоничной вибрации, освобождая, таким образом, напряжение и блокированные эмоции в органах.
Эмоции и сновидение Одно из величайших открытий древних практиков заключается в том, что если ежедневный режим энергетической практики поддерживается длительное время – особенно специальную очистку эмоций – качество и количество снов меняется. Сами сны из беспокойных постепенно переходят в гармоничные и приятные. Также большим открытием в ходе изучения связи между снами и энергетической практикой стало то, что сновидческий опыт хранится на уровне тонких тел людей. Другими словами, человек, засыпая, постепенно уходит в себя, отключаясь от физического мира. Этот процесс сродни хорошей медитации в том плане, что сознание, до этого сфокусированное посредством чувства на физическом мире, постепенно обращается внутрь по направлению к тонкому телу. Даосы, в принципе, не делали различий между засыпанием и вхождением в медитацию. Только во время глубокой медитации, если практик чувствовал усталость в физическом теле, он мог провалиться в сон, потеряв осознанность. Таким образом входить в сновидение, как это ни парадоксально, лучше всего не будучи уставшим. Для даосов сновидение - это открытая дверь для полностью осознанной игры с тонким телом, а также широкие возможности для энергетических практик без оглядки на ограничения физического тела. Вообще, когда мы говорим о том, что ложимся спать, на самом деле спать ложиться только физическое тело – тонкое же тело, не ложится спать вообще. Мы почти не отдаем себе отчет, когда фокус нашего сознания смещается в сторону тонкого тела, хотя часто ощущаем это в момент просыпания.
Есть простой пример, демонстрирующий нам это. Вспомните, как в детстве, находясь на скучном уроке, мы мысленно улетали куда-то далеко. Мы спали с открытыми глазами, представляя, как занимаемся чем-то более интересным в этот момент, а учитель и класс исчезали из поля зрения. Если это продолжалось достаточно долго, и учитель вдруг просил нас ответить на заданный им вопрос, то мы не могли вспомнить, о чем шла речь. Обычно мы считаем, что в такие моменты фантазируем о чем-то нереальном с точки зрения физического мира.
Даосы, в свою очередь, считают, что это скорее не фантазия, а смещение фокуса сознания к тонкому телу, как это происходит в тот момент, когда мы ложимся спать. Мы сновидим 24 часа в сутки. Часть нашего сознания, которая не полностью занята физическим проявлением во взаимодействии с каждодневными проблемами, сфокусирована на тонких аспектах тела. Много раз за день мы смещаем фокус с физических аспектов на тонкие материи. Например, мы начинаем думать о каком-то своем друге, который находится на другом конце планеты. Иногда, когда сила концентрации достаточно сильна, происходят неожиданные вещи: вдруг начинает звонить телефон! Это Ваш знакомый с другого конца планеты, который говорит, что буквально только что думал о Вас. Бывало ли такое с вами? Мы склонны называть такие случаи простым совпадением, списывая это в разряд вещей необъяснимых.
Даосы же, знакомые с полным спектром жизненной силы, не считают это чем-то необъяснимым. Когда мы смещаем фокус на кого-то, кто находится далеко, мы напрямую контактируем с его тонким телом. Географическое расстояние в данном случае не имеет значения. Одним из открытий древних практиков было то, что наша возможность переносить фокус из физического аспекта в духовный объясняется тем, что жизненная сила не ограничена рамками физической реальности. Это было бы невозможно по той лишь простой причине, что физический аспект – это всего одна часть спектра, остальные же аспекты действуют за физическими рамками. Т.е. энергия не ограничивается ни пространством, ни временем. Это особенно заметно во время наших снов.
Даосы видят в снах неисчерпаемые возможности для исследований вне времени и пространства. Существует стандартное мнение, от которого избавились даосы. Это то, что сны – всего лишь фантазии, которые не имеют основы в физической реальности, а потому не имеют значения. Но ведь опыт нашего физического мира – это далеко не все, из чего состоит вселенная. Обычно люди списывают сны, интуицию, чувства в разряд чепухи, доверяя только тому, что видят. Даосы называют это фрагментированым видением.
Практика динамического сна Основной задачей даосской практики сновидения является развитие способности осознанного вхождения в состояние сна. Даосская практика начинается с твердого решения удерживать сознание, погружаясь в состояние сна. Это делается произнесением мысленной команды того, что практикующий собирается практиковать или исследовать в момент сновидения. Команда сна, повторяемая снова и снова, является полноценным выражением силы воли готовящегося ко сну практикующего. Естественно, команда сна не должна быть механической или неясной. Далее, когда человек уже входит в полусонное состояние, команда сна продолжает действовать, словно маяк, удерживающий сознание на пороге бессознательного состояния.
Открытие циркуляции Однако команда сна – не начальный шаг. Практика сновидения не является изолированной от других модальностей даосских практик. Обычно новичок сначала учится открытому взаимодействию с жизненной силой посредством серии специально разработанных упражнений для открытия потоков энергетических меридианов. Только когда система меридианов циркулирует слажено, а физический и эмоциональный баланс достигнуты, можно начинать полноценную практику сновидения. С давних времен замечено, что если система меридианов работает плохо, то это очень сильно отражается на качестве сновидений. Опыт показывает, что с открытием меридианов и после выхода на достаточно высокий уровень управления эмоциями, количество обычных снов уменьшается, а вместо них появляется все больше ярких. Сны становятся более живыми и наполненными энергией. Это также проявляется и в улучшении здоровья – как физического, так и ментального. Все органы физического тела находятся в гармоничном состоянии, а не тратят силы на борьбу с болезнями или на поддержание баланса, нарушаемого эмоциональными потрясениями, в то время как весь организм действует в состоянии усиленной энергетики. Состояние энергетического изобилия – это фундамент для успешной практики сновидения. Даосисту требуются годы беспрестанных исследований, чтобы войти в это состояние. Иначе от сна ожидать нечего, так как все время будет уходить на отдых нервной системы и восстановление поврежденных тканей мозга.
Основа - умиротворение разума Перед практикой сновидения неплохо привести свой разум в спокойствие, наподобие того, как это делается при длительной медитации. Когда восприятие перемещается глубоко вовнутрь, мозг переходит из активных Бэта-частот в Альфа-, глубокие Альфа-частоты, а у опытных медитаторов – в Тэта- и даже Дельта-частоты. Эта последовательность изменения частот свойственна и для обычного засыпания. Это означает, что регулярная медитация учит нас входить в сновидение осознанно, сидя на подушке в тишине. Мы должны ложиться спать после того, как приведем оба полушария мозга в баланс, чтобы дать возможность отдохнуть нервной системе и восстановить себя. Многим опытным медитаторам требуется меньше времени для сна. Некоторые продвинутые практикующие спять три-четыре часа в сутки, а многие даосские мудрецы не ложились спать вообще. Показателем этого являлось отсутствие кровати у них дома!
Оттачивание концентрации Когда практик достиг такого уровня, что посредством практики концентрации и циркуляции энергии общая картина его сновидений значительно преобразилась, это также увеличивает и его способность фокусировать намерение на более долгое время. Во время медитации, когда чувства направлены внутрь, внимание фокусируется на чем-то вроде дыхания, энергетического центра или меридианной циркуляции жизненной силы. С годами практик вырабатывает значительную способность концентрации внимания на чем-либо. Это повышает умственные способности, а также усиливает волю или намерение. В практике сновидения намерение, усиленное в процессе сидячей практики, затем развивается и в самих сновидениях. Даосы стремятся к тому, чтобы входить в сновидение полностью осознанно, что обычно происходит неосознанно, неся перед собой осознанность и намерение, словно свечу на ветру. Произнесение команды сновидения в момент засыпания является первым этапом в тренировке намерения сохранять концентрацию в океане бессознательного. Этот простое действие открывает перед нами возможность заглядывать в такие области, которые обычно для нас незаметны.
Даосы рассматривают практику сновидения, прежде всего, как возможность тренировать волю и намерение в их непосредственной связи с тонкими аспектами тела. Другими словами, осознанность, которая используется нами в дневное время, просыпается и на тонком плане, который, в свою очередь, работает все 24 часа в сутки.
Дыхание и тишина Древние даосы открыли, что как только мозг во время медитации погружается в тишину, похожие изменения наступают и в плане дыхания. Дыхание и осознанность глубоко взаимозависимы, и изменения в мозговой активности, сопровождающие хорошую медитацию, как оказалось, вызывают соответствующие изменения и в количестве воздуха, пропускаемого через ноздри. Мозг находится в возбужденном состоянии, когда левое полушарие более активно (мозг излучает бета-волны). В то время как доминирует левое полушарие, дыхание в основном идет через правую ноздрю. В течение дня прокачка воздуха из ноздри в ноздрю чередуется. Правая ноздря доминирует периодами 45-90 минут. Затем короткий период – от 3 до 5 минут – дыхание идет через обе ноздри, что соответствует периодам, когда подключается правое полушарие. В это время мы входим в более расслабленное и менее возбужденное состояние.
Во время медитации для того, чтобы войти в состояние успокоения, необходимо изменить и картину дыхания. Если практик дыханием через правую ноздрю активирует левое полушарие, то ему, прежде всего, нужно сменить дыхание на левую ноздрю, что заставит перейти в более спокойное состояние. В конечном счете, при более глубокой практике мозг воссоединяется, а дыхание идет равномерно через обе ноздри. В это время мозг переходит на альфа-, тета - и дельта-волновое излучение.
Спящий тигр В практике сновидений практикующие стремятся войти в умиротворенное состояние настолько быстро, насколько это возможно. Для этого даосы рекомендуют позицию под называнием «Спящий тигр». Вы лежите на правом боку. Правая рука может лежать под правым ухом или под подушкой, а левая вытягивается вдоль тела. Правая нога немного согнута в колене и поддерживает тело, а левая вытянута и лишь слегка согнута. Смысл этой позы в том, что при надавливании на ребра с правой стороны стимулируются аккупунктурные точки, что инициирует перенесение дыхания с правой ноздри на левую. Это открывает дорогу для быстрого успокоения.
Поза Спящего Тигра, кроме Китая, используется также Индийскими и Тибетскими практикующими. Кроме того, на Мальте в Гипогеуме (самое таинственное многоярусное погребальное сооружение, построенное между 3200 и 2900 до н.э.; при его раскопках археологи нашли останки 6 тысяч человек, захороненных вместе с различными ритуальными предметами; претендент на Дворец Атлантиды – прим. перев.) была найдена скульптура, изображающая спящую в той же позе монахиню или богиню. Находка датируется 3800-3600 гг. до н.э. Считается, что Гипогеум использовался для получения пророческих целительских снов практикующими, которые проводили ночь в его окрестностях.
Кроме того, поза Спящего Тигра хороша не только для сновидения, но и когда человек близок к смерти. На одной азиатской картине, изображающей Будду в момент смерти, хорошо видно, что он лежит в позе Спящего Тигра.
Практика неторопливости (терпеливости) Практикующего, освоившего позу Спящего Тигра, а также команду сновидения, ожидает впереди трудная каменистая дорога. Но поначалу обычно ничего не происходит. Ты или как всегда отключаешься или, чрезмерно обеспокоенный достижением результата, никак не можешь заснуть. Еще хуже, когда некоторые практикующие просыпаются снова и снова всю ночь и в результате не получают полноценного отдыха. Здесь не хватает ключевой составляющей, которая заключается в том, чтобы отходить ко сну неторопливо. Обычно мы ложимся спать без ясной цели и хотим просто отключиться и отдохнуть. В практике сновидения совсем другой сценарий – практикующий имеет конкретную цель и последовательно создает правильные условия для ее достижения. Но не все подчиняется жесткому контролю, процесс осознанного вхождения в сновидение должен сопровождаться спокойствием и неторопливостью прыгуна в воду, готовящегося к прыжку с вышки. И как только Вы готовы к прыжку, команда сновидения должна прозвучать несмотря ни на что.
Стадии практики сновидения Древние даосы предостерегают, что если страсть к достижению целей практики чрезмерно высока, то это может создать множество проблем. Во-первых, возможные неудачи могут вызвать срывы и раздражительность. Во-вторых, чрезмерное усилие – это качество, которое для максимального потенциала должно быть уравновешено мягкостью.
В практике сновидения считается, что мы начинаем с простой установки получить полноценный сон и не важно, сколько времени для этого может понадобиться. После этого следует команда вспомнить сон или просто проснуться в заданное время без будильника. Затем после этих простых команд уже можно приступать к более монументальной задаче осознавания себя во сне. Способность возвращать осознание посреди сна требует внимания, сфокусированного с такой силой, что позволяет не только удерживать нить сновидения, но также и отступать от нее, чтобы понять, что это сон. Это становится возможным благодаря избытку энергии и тому, что сон используется не только для отдыха и восстановления сил организма. Тело уже должно быть отдохнувшим и уравновешенным, чтобы раскрыться в процессе практики сновидения. Усталость и эмоциональная неуравновешенность сделают прогресс очень-очень медленным.
Сила коротких снов Спящего Тигра Обычно предполагается, что сновидениями лучше всего заниматься в ночное время. Но даосские практики решили, что одной возможности за сутки очень мало и почти сразу разработали технику коротких снов. Идея состоит в том, что в течение дня можно устраивать себе короткий сон на 15-60 минут. Частота дневных снов позволяет практикующему развить необходимые умения для быстрого вхождения в состояние сновидения. Это позволяет телу хорошо отдохнуть, что в итоге увеличивает шансы на успех в основной практике.
В Китае был один величайший практик – Мастер Чен Туань. Он жил в 10 веке и практиковал короткие сновидения в пещере священной горы Хуа-Шань на западе Китая. Рассказывают, что многие гости часто ждали, пока он не закончит дремать. Чен Туань, говорят, достиг высочайшего уровня в даосской практике сновидения, пребывая месяцами в мире осознаваемых сновидений, вне пределов времени и пространства, в измерениях, где они предельно текучи и непостоянны.
Царство непостоянства Физическая реальность – это часть энергетического спектра, наиболее подверженная влиянию времени и пространства. Это измерение, в котором между желанием и его исполнением, между воображением и реализацией лежит огромная пропасть. Это место, где все, что мы делаем, ограничено временем, но с другой стороны и требует времени на выполнение. Одно из прямых знаний, проистекающее из практики сновидения, говорит о том, что время и пространство вообще не имеют никакого влияния на тонкие энергии.
Для тех, кто не имеет прямого опыта в работе с тонкими энергиями или сознанием, исключительно сложно представить состояние за пределами времени и пространства. Но зато мы все знаем, как подвижны и непостоянны наши сны. Мы можем летать, перемещаться на огромные расстояния, превращаться во что угодно или даже становиться чистым сознанием. Все эти примеры уже выходят за пределы физической реальности.
Но, как упоминалось ранее, практика сновидений в действительности не предполагает работу с обычными снами, происходящими от неразрешенных эмоций или плохой циркуляции энергии. Даосисты также не занимаются и толкованием снов. На самом деле это просто практика удержания сознания для изучения вневременных и внепространственных измерений. Измерений, где вымысел и реальность – одно и то же и где нет границ.
Мастер Чен Туань во время долгой практики коротких снов сумел превзойти временные и пространственные ограничения разума. Одна общая проблема для всех практикующих – суметь превзойти наше непроизвольное проецирование физической реальности на нефизические измерения. Пытаясь описать сны или разговаривая с собой во сне, мы всегда ограничены временными и пространственными свойствами языка. Мы говорим «идти куда-то», «спешить», «вернуться завтра» и пр.
Одна из привычек, вырабатываемых практикующими, – говорить всегда в настоящем времени – не в прошлом, не в будущем, только в настоящем. Все что бы ни возникло в состоянии осознанного сна, воспринимается как непосредственная реальность. Если возникла мысль о доме, то он тотчас и возникает. В физической же реальности ни мысль о доме, ни его представление в уме не приводят к моментальному появлению дома. Могут уйти годы усилий на материализацию подобной фантазии. Поэтому даосы и говорят, что физический мир слишком плотен и неэффективен для реализации чего бы то ни было. В текучем состоянии осознанных сновидений возможно получать прямой опыт, причем мгновенно. Такой опыт по силе ничем не уступает аналогичному в физической реальности. Например, испытав во сне сильное чувство любви к кому-то, после пробуждения мы можем оставаться под впечатлением еще целый день. Но если сон является чистой фантазией, то таких впечатлений не возникает, и сон быстро забывается.
Удержание фокуса Способность быть сфокусированным в осознанном сновидении делается возможной благодаря развитию умственных способностей и повышенной жизнедеятельности. Новичок, умеющий просыпаться в сновидении, поначалу делает это на очень короткие промежутки времени перед тем, как полностью проснуться или, наоборот, уйти глубже в бессознательный сон.
Удержание фокуса очень похоже на уроки вождения велосипеда. С одной стороны нужно удерживать баланс, чтобы не проснуться в физической реальности, а также не потерять осознанность, с другой выполнять массу упражнений для выработки умения обращаться с волей и намерением.
После рождения мы учимся фокусировать наше внимание через любые физические задачи, наподобие хождения, умения говорить и запоминать. У маленьких детей способность концентрироваться очень слаба, обычно это всего несколько секунд. Позже, в школе, мы учимся удерживать внимание на все более длительные промежутки времени. Как правило, лучшие ученики – это те, кто умеет хорошо концентрироваться, а лучшие учителя – те, кто умеет удерживать внимание учеников. Нет сомнения, что в физическом мире мы прекрасно владеем навыком удержания фокуса осознания.
В практике же сновидения это умение развивается постепенно, перемежаясь множеством сложностей и отсрочек. Это объясняется тем, что для удержания фокуса в физической реальности требуется лишь часть энергии, необходимой для того же самого в непостоянных измерениях за пределами времени и пространства. Хорошей аналогией может быть отличие между попыткой ходить по земле и под водой.
Избыток энергии Избыток энергии – это топливо для практики сновидения. Это не только изобилие жизненности, но скорее избыток жизненной силы, вложенной конкретно в изучение процесса удержания фокуса осознания в сновидении. Предыдущие энергетические практики готовили фундамент для работы со снами, но этого недостаточно. В какой-то момент в поиске доступных ресурсов практикующему приходится погружаться еще глубже в них, а также учиться использовать их более эффективно.
Помехи и замедления в прогрессе, случающиеся в процессе практики сновидения, служат обличительным зеркалом, отображающим блоки и слабые места во всей энергетической структуре. Как правило, это предполагает большую работу в эмоциональной сфере, где значительные порции жизненной энергии застряли в ловушках.
Текучесть, как в физическом, так и в ментальном состоянии, развивается посредством гимнастических упражнений вроде Тай-Чи или Ки Гонг. Это прогрессивный шаг по направлению к самосовершенствованию. Эти практики постепенно трансформируют индивидуальность в совершенно новое существо.
Искусство своевременности (умение действовать в подходящий момент) Одно из коронных знаний древних даосов заключается в том, что мы являемся наиболее гибкими и эффективными, если действуем в подходящий момент. Действуя не в подходящий момент, нам просто потребуется больше энергии для достижения результата или даже не хватит. Поэтому умение распознавать подходящие моменты является решающим для всех энергетических практик.
В практике сновидения это означает, что мы должны уметь хорошо слышать тело и жизненную силу. Слышать те моменты, когда все жизненное существо указывает в одном направлении с несгибаемой силой. Умение находить подходящие моменты также предполагает и готовность действовать, когда это требуется.
Для этого необходимо заранее принять сознательное решение. Без твердого решения и конкретного обязательства нет никакой возможности направить жизненную силу в необходимом нам русле.
Окончательная цель практики сновидения Развитие намерения и воли, способность удерживать фокус в тонких измерениях, использование энергичности и способности быть текучим и отстраненным в нужные моменты – все это ведет к одному важному опыту. Это переход осознания от физического тела к тонкому в момент смерти.
Практика сновидения – это полигон для изучения механизмов использования намерения, воли и осознания применительно к тонкому телу. Во время смерти происходит отделение сознания от физического тела и переход к тонкому. Переход от времени и пространства к океану бесконечности. Сновидящий – это тот, кто упорно обучается плавать в океане бесконечности без страха и устали. Кто-то, кто чувствует себя как дома в полном энергетическом спектре жизненной силы. Кто-то, кто больше не фиксирован на физической реальности, как единственно требующей познания.
Для даосов способность охватить весть спектр жизненной силы – это наиболее серьезная задача человеческого существа, которая может быть разрешена на этом этапе жизни. Еще говорят: «Если ты познал Путь утром, то можешь почить с миром вечером».
Кроме того, знание древних даосов простирается даже за пределы жизни и смерти. Таким образом отсоединение сознания от физического мира и переход в тонкие измерения – по сути, еще не конец. Это просто начало другого цикла бытия. Новый цикл сопровождается множеством преобразований, но все же сохраняет от этого мира один ценный дар. Это «сверкающая жемчужина» нерушимого понимания, сконденсированная алхимией чистой воли и намерения. Странствуя через этот мир, путник забирает с собой лишь ее.