Пятница, 27.12.2024, 10:51
Приветствую Вас Путник | RSS
Главная | Регистрация | Вход
CURRENT MOON
[Наш сайт · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Последние сообщения



Вниманию тех, кто размещает ссылки на свои ресурсы, для этого есть отдельная тема, всё вне её, будет беспощадно удаляться вместе с пользователем опубликовавшим информацию. ==> Реклама, обмен ссылками

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Inda  
Символика индуизма
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 10:07 | Сообщение # 1
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Ти́лака (санскр. तिलक, tilaka?) — священный знак, который последователи индуизма наносят глиной, пеплом, сандаловой пастой или другим веществом на лоб и другие части тела. Виды тилаки отличаются у последователей разный направлений внутри индуизма и, среди прочего, служат опознавательным знаком, говоря о принадлежности к той или иной религиозной традиции. Тилака может наноситься ежедневно или только в особых случаях.
Терминология

На хинди слово произносится как тилак и часто также и пишется. В Непале, Бихаре и некоторых других регионах, тилаку также называют тика (хинди टिका), и она представляет собой смесь абира, красного порошка, йогурта, и рисовой муки.

Значение и разновидности тилаки

Тилака одновременно является украшением и отличительным знаком. Её используют последователи различных течений в индуизме как знак принадлежности к определённой традиции. В одном из гимнов «Риг-веды» описывается богиня утра Уша — супруга бога солнца Сурьи. Говорится что она наносит на лоб красную точку, которая символизирует восходящее солнце. Значение тилаки и способ её наложения описывается в «Васудева-упанишаде». Различные направления в индуизме используют разные материалы для изготовления тилаки и различные формы её наложения.

* Шиваиты обычно используют пепел и наносят тилаку на лоб в форме трёх горизонтальных линий, которые называются трипундра.
* Вайшнавы используют глину из священных рек (таких как Ямуна) или святых мест паломничества (таких как Вриндаван), которую иногда смешивают с сандаловой пастой. Они накладывают тилаку в форме двух вертикальных линий, соединяющихся вместе между бровями, а последователи некоторых направлений вайшнавизма также накладывают тилаку на переносицу в форме листка туласи. Вайшнавская тилака называется урдхва-пундра.
* Последователи Ганеши используют красную сандаловую пасту (ракта-чандана).[2]
* Шакты используют куркуму, или красный порошок из турмерика. Они наносят тилаку в форме красной вертикальной линии или просто точки.
* Раджа-тилака или вира-тилака — особая тилака в форме красной вертикальной линии на лбу. Раджа-тилака используется при коронации царей или при приёме важных гостей. Вира-тилака наносится лидерам победившей стороны в войне или в игре.

Вайшнавская тилака
Пример шри-вайшнава тилаки. Тирупати, Индия

Последователи вайшнавизма наносят тилаку с целью показать то, что они являются последователями Вишну. Существует несколько видов вайшнавской тилаки, по которым можно определить, к какой школе или сампрадае принадлежит вайшнав. Отличительная особенность вайшнавской тилаки заключается в том, что она состоит из двух вертикальных линий, соединяющихся внизу, символизируя таким образом стопу Вишну.

Пуштимарга

В традиции пуштимарга, также известной как рудра-сампрадая или валлабха сампрадая, тилаку наносят в виде одной вертикальной красной линии, которая символизирует Ямуну-деви. Последователи пуштимарги поклоняются Кришне в форме Шри Натхджи или в форме холма Говардханы, а река Ямуна является супругой холма Говардхана. Весь процесс поклонения и предания Кришне в этой традиции осуществляется через посредство Ямуны.

Мадхва-сампрадая

Последователи мадхва-сампрадаи наносят тилаку из двух вертикальных линий, олицетворяющих «лотосные стопы» Кришны.[3] Между этими двумя линиями наносится третья линия чёрного цвета из пепла совершаемого ежедневно огненного жертвоприношения — «ягья-кунды». В этой сампрадае процесс поклонения включает в себя обязательное совершение «нитья-хомы» — ежедневных огненных жертвоприношений, посвящённых Нараяне или Кришне. Пепел, оставшийся после ягьи, используется для нанесения тилаки. Под чёрной линией добавляется жёлтая или красная точка, олицетворяющая Лакшми или Радху. Те, кто не совершают ежедневные огненные жертвоприношения, наносят тилаку состоящую только из двух вертикальных линий.

Шри-вайшнавизм
Тилака в шри-вайшнавизме

Последователи шри-вайшнавизма наносят тилаку в форме двух вертикальных линий, символизирующих стопы Нараяны,[4] с красной линией посередине, олицетворяющей Лакшми и маленькой линией на переносице, которая представляет собой гуру. Лакшми считается основателем сампрадаи шри-вайшнавов и шри-вайшнавы поклоняются Нараяне через Лакшми, соответственно их тилака отражает этот процесс предания Богу (шаранагати), который также иногда называют прапатти. Шаранагати, процесс полного посвящения себя Вишну как Венкатешваре или Баладжи, рассматривается последователями сампрадаи шри-вайшнавизма как самая действенная и возвышенная религиозная практика в настоящую эпоху Кали-югу.

Подобную тилаку также используют последователи вайшнавского святого XV века Раманади, которые толкуют её в контексте Рамы и Ситы, так как их религиозное поклонение обращено именно к ним, а не к Лакшми и Нараяне, как в шри-вайшнавизме.

Гаудия-вайшнавизм
Гаудия-вайшнавская тилака

В гаудия-вайшнавизме тилака обычно приготавливается из глины Вриндавана. Основная тилака практически идентична тилаке, используемой последователями мадхва-сампрадаи. Небольшие различия возникли из-за того, что гаудия-вайшнавы отводят первостепенную роль воспеванию имён Бога — джапе или киртану, которое среди последователей Чайтаньи считается самой важной религиозной практикой в эту эпоху Кали-югу,[5] гораздо более значимой чем, например, совершение огненных жертвоприношений. Именно поэтому, чёрная линия, наносимая пеплом жертвоприношений последователями мадхва-сампрадаи не используется гаудия-вайшнавами. Другое отличие заключается в способе предания Кришне, постижения Кришны. Гаудия-вайшнавы, следуя линии своего основателя Чайтаньи, поклоняются Радхе и Кришне через посредничество одного из близких преданных или слуг божественной четы, такой как Туласи. Поэтому, вместо красной точки, которая символизирует Лакшми или Радху в мадхва-сампрадае, используется рисунок на переносице в форме листка туласи, предложенного к стопам Кришны. Гаудия-вайшнавы считают, что только по милости Туласи или другого чистого бхакты можно достичь высшего совершенства жизни — обрести чистую любовь к Радхе и Кришне.

Нимбарка-сампрадая

Последователи нимбарка-сампрадаи, в соответствии с описаниями в «Васудева-упанишаде», используют тилаку, изготовленную из гопи-чандана — глины из озера Гопи-кунда в Двараке, Гуджарат. Тилаку наносят в виде двух вертикальных линий на лбу, которые олицетворяют храм Бога. Между бровей ставится чёрная точка. Для этого используется земля из Варшаны, Уттар-Прадеш — святого места паломничества, в котором более 5 тыс. лет назад родилась Радха. Тилака последователей нимбарка-сампрадаи олицетворяет Бога как Радху и Кришну вместе, отражая богословие традиции, в котором Радха и Кришна выступают как женская и мужская ипостаси Бога. Данный способ употребления тилаки был передан Нимбарке во время обряда посвящения в ученики от ведического риши Нарады и передаётся в нимбарка-сампрадае от гуру к ученику во время церемонии посвящения в ученики, после которой, каждый день перед тем как нанести тилаку на лоб, ученик вспоминает своего духовного учителя.
Использование среди женщин

Традиция использования тилаки женщинами в Индии насчитывает тысячелетия. Тилака как украшение используется женщинами всех вероисповеданий, и не является принадлежностью только последователей индуизма. Женщины обычно накладывают тилаку в форме точек, называемых бинди, а не в форме горизонтальных или вертикальных линий, как это делают мужчины. Для такого рода женской тилаки обычно используется термин «бинди». Бинди могут быть больших или маленьких размеров. Для обозначения бинди также используются такие термины, как синдур, кастури или куркума — в зависимости от используемых веществ. Синдур индийские женщины используют для покраски пробора волос, что указывает на то, что женщина состоит замужем.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:26 | Сообщение # 2
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline

ЯНТРА. Магический рисунок, диаграмма, которая обозначает божество или служит своеобразной картой, помогающей освоить и усилить медитацию, называется янтрой. Часто янтры гравируют на металлических пластинках, вкладывают их в небольшой цилиндр и носят как амулеты на шее, поясе или руке. Типичный пример индуистской янтры так называемая шри-янтра. Она представляет собой сложный геометрический рисунок, который состоит из внешнего квадрата, образованного изломанной линией и обращённого к четырём сторонам света. В квадрат вписаны две группы пересекающихся треугольников: одна обращена вершинами вверх, а другая –вниз. Треугольники обрамлены концентрическими кругами и лепестками лотоса и символизируют гармонию женского и мужского начал мира, их творческую энергию и взаимодействие. В самом центре янтры помещается изображение божества, к которому обращаются во время ритуала или медитации. Для каждого божества рисуют определённую янтру.

ЛОТОС. Один из древнейших символов не только в индуизме, но и в других индийских религиях – это лотос. В древних и современных языках известны десятки наименований лотоса. С ним связаны имена многих богов и людей.В глубокой древности лотос был одним из важных продуктов питания: из его семян делали муку и пекли вкусные лепёшки, ели также корни, стебли и листья. Постепенно стала складываться сложная символика лотоса. Его цветы начинают раскрываться на восходе солнца, а многочисленные лепестки напоминают лучи. Вот почему лотос ещё в древности стал эмблемой солнца и космической силы, несущей жизнь и процветание. Лотос соотносился с богиней-матерью и символизировал плодородие. Он стал символом и многих солнечных божеств: Сурьи, Вишну, Лакшми. На гигантском лотосе, вырастающем из пупа Вишну, покоится творец Пра-джапати. Индуистские боги, как правило, восседают на лотосовых тронах. В иконографии часто изображают розетки, медальоны, орнаменты с лотосом.

СВАСТИКА. Одним из главных символов индуизма является свастика (от санскритских слов «су» – «благой» и «асти» – «быть») - знак благопожелания и благоденствия. Свастика представляет собой крест с концами, загнутыми под прямым углом по часовой стрелке (правосторонняя) или против неё (левосторонняя). Правосторонняя расценивается как благопожелательная, левосторонняя – как злонамеренная. С глубокой древности свастика была знаком солнца и света, а значит, жизни и блага. С ведийских времён этот знак считается: Вишну - солнечного бога, рисовали как охранительный знак на дверях дома, на воротах храма, на предметах быта. В индийском календаре есть обряд, называемый «свастика врата»: во время сезон дождей женщины каждый вечер рисуют свастику и совершают обряд ее почитания. В конце сезона они подносят брахману или другому жрецу блюдо с изображением свастики. Обряд совершают для того, чтобы приблизить наступление солнечных дней.

ОМ. Звук «ом» издавна трактуется в индуизме как несущий благо. Слог «ом» начинает и завершает любой ритуальный текст, его пишут в начале всех традиционных текстов и произносят в начале всех важных дел -для успеха. Этот звук считается источником всех звуков, символом Атмана и брахмана. Его стремятся постичь йоги в глубокой медитации, произнося и стараясь держать постоянно перед внутренним взором.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:28 | Сообщение # 3
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
1. Акшамала (Akshamala, англ. rosary)
Чётки, сделанные из бусин. Они могут быть также в вариации «рудракша» (rudraksha) — в этом случае они ассоциируются с культом Рудры (Rudra), или в вариации «камалакша» (kamalaksha) — ассоциируются с культом Вишну. Индуистский Бог-Содатель Брахма также держит в одной из рук четки. Он несёт их как образ Времени. Сарасвати, супруга Брахмы, и Шива также несут их, как и другие божества.

Чётки также держат Буддийские божества. Beal рассказывает историю о Бодхисаттве Акшьямани (Bodhisattva Akshyamati), к которому Будда обратился таким образом: «Мир почитал Абсолют, позволь мне теперь преподнести дар, Бодхисаттва Авалокитешвара (Bodhisattva Avalokitesvara)». Сказав так, он предложил Бодхисаттве ценное ожерелье. Бодхисаттва принял его и разделил на две части, одну из которых он поднес Шакьямуни (Sakyamuni), другую — Будде Прабхутаратна (Buddha Prabhutaratna). Четки — специальный символ Авалокитешвара (Avalokitevara), Праджняпарамита (Prajnaparamita), Кунда (Cunda), Бхрикути (Bhrikuti), Васудхара (Vasudhara) и других.
2. Чакра (Chakra, англ. wheel)
Чакра, или колесо, символизирует вращение Мира, а также представляет Колесо Учения. Также символизирует воздух (атмосферу).

В Буддизме чакра символизирует Колесо Закона, которое вращает восемь времен, три трансформации, для каждой из Четырех Благородных Истин. Колесо представлено восемью спицами, указывающими на Восьмеричный путь спасения.

3. Ситрон (Citron, англ. seed)
Это «семя» (зерно) Мира.

4. Данда (Danda, англ. staff)

Жезл, булава. Если его держит Шива, то он имеет одно из двух значений: Смерть или Учение Шивы.

5. Гада (Gada, англ. light, mace)
Булава, дубина, жезл. Олицетворяет «свет».

6. Гаруда (Garuda)

Символизирует человеческую душу, которая может мгновенно воспарить в небо. Это дух, что охватывает тела всех созданий.

7. Джата (Jata)
Джаты Шивы и Брахмы представляют разнообразие Брахмана.

8. Каласа (Kalasa, англ. vase), или Кумбха (Kumbha)

Сосуд. Индусы полагают, что в начале творения повсюду была Вода. Земля вышла из Первобытной Воды. Брахма, Бог-Создатель, нёс первобытную воду в сосуде. Каласа вляется также символом благоприятствия и Божественной Матери.
В Буддистском пантеоне Каласа содержала амриту (amrita), или Эликсир Жизни. Это специальный символ Бодхисаттвы Падмапани (Bodhisattva Padmapani), Буддийского Бога-Создателя, также, как и Майтрейя (Maitreya), Бхрикути (Bhrikuti) и других.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:30 | Сообщение # 4
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
9. Кхаджа (Khadga, англ. sword)

Меч. Это символ просвещения. «Как меч разрубает узел, так разум пронзает самые глубины Буддистского мышления». Это специальный символ Манджушри (Manjusri). С помощью своего меча он разрушает невежество.

10. Кхетака (Khetaka, англ. shield)
Щит. Он представляет Закон (Dharma), который защищает подобно щиту.

11. Нанди (Nandi, англ. bull)

Буйвол (бык), на котором восседает Шива, символизирует Дхарму (Dharma), или Нравственный Закон .

Нанди — счастливый. Он представляет силу и мужество, животную природу в человеке. В храмах Шивы лежащий бык всегда располагается перед главной святыней или прямо над ней, голова его повернута в сторону божества, но не смотрит на него. Он представляется как дживатман (jivatman), индивидуальная душа, животная природа которой порвала с Богом, но Его милость притягивает индивидуальную душу внутрь Бога.

12. Падма (Padma, англ. lotus)

Лотос выходит из пупка Вишну, олицетворяющего Мани (Mani) — Землю. Лотос также символизирует воду и создание — символ Вселенной, рождающейся из первобытных вод. Также является символом солнца. В виде лотоса изображается энергия Кундалини.

Лотос имеет огромное значение в Индуистском и Буддистском пантеонах. Он символизирует самосотворение. Вот почему в Индуизме Брахма сидит на Лотосе. Когда Будда родился, он сделал семь шагов, и немедленно цветы лотоса поднялись под его ногами. Будда всегда «Свайямбхи» (Svayambhi), т.е. самосущий. Падма, или лотосный пьедестал, указывает на божественность. Ади Будда (Adi Buddha) проявляет себя в форме вспышек, возникающих из Лотоса. Лотос также представляет Активный Женский Принцип, или, в Ваджраяне (Vajrayana), женский половой орган.

13. Патра (Patra, англ. bowl)
Буддистские монахи носят патра, или чашу, которую используют для сбора подаяний. Индийская традиция получила этот символ тогда, когда Будда закончил четыре недели затворничества (Buddha-hood). Тапусса (Tapussa) и Бхаллика (Bhallika), два торговца Уккулой (Ukkula) в Ариссе (Arissa), были предупреждены богом о том, что к ним приближается Будда. Торговцы подошли к Будде и предложили ему рис и сладкие (медовые) лепешки. Будда не мог принять пищу в руки; тогда четыре бога принесли ему каменную чашу, из которой он отведал дары.

Патра имеет форму полукруга. Она обычно держится в лежащих на коленях руках.

14. Пуштака (Pustaka, англ. book)

Книга, состоящая из длинных и узких пальмовых листьев, или рукопись, которая олицетворяет первопричину.

В Буддийской традиции она предсталена священной книгой Трансцендентальной Мудрости Праджняпарамита (Prajnaparamita). Полагают, что эта книга была отдана Буддой для безопасного хранения Нагам (Nagas). Нагарджуна (Nagarjuna) получил её обратно и на основе содержащегося в ней учения создал школу Махаяна (Mahayana). Пуштака — символ Манджушри (Manjusri), Кунда (Cunda), Праджняпарамита (Prajnaparamita) и других. Индуистский Бог Брахма держит в одной из рук священный манускрипт — символ мудрости.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:32 | Сообщение # 5
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
15. Тришула (Трисула) (Trisula, англ. trident)

Трезубец. Представляет одно из двух:
1. Тройственные функции Бога — Создание, Защита, Разрушение;

2. Три атрибута, или гуны (gunas) — Саттва, Раджас и Тамас (Sattva, Rajas, Tamas). Также именуется шула (sula).

16. Ваджра (Vajra, англ. thunderbolt, diamond)

Молния, алмаз. Специальный символ Индуистского Бога Индры (Indra). С молнией он разрушает врагов индуизма. Ваджрапани (Vajrapani), Буддистский Бодхисаттва, также разрушает врагов Буддизма с ваджрой, или молнией.

В Мессопотамии боги держат двойной трезубец. В Индии это специальный символ Шивы.

Северные буддисты верят, что Будда вырвал молнию у Индуистского бога Индры и принял её как буддистский символ с небольшим изменением, а именно — замкнув наконечники стрел. Ваджра Индуистских богов имеет вид трёх стрел с прямыми наконечниками, которые отличаются от наконечников Тибетских Ваджра. Тибетская вариация округла, имеет четыре стрелы и замкнутые концы. Это дает ей видимость бутона лотоса. Пятая стрела проходит через центр Ваджры, из конца в конец, составляя пять стрел, представляющих пять составных частей Дхьяни Будды (Dhyani Buddha). В Буддизме Ваджраяны (Vajrayana Buddhism) ваджра становится символом лингама (linga), мужского полового органа.
Ваджра означает «Алмаз» (diamond) — вечный. Он несгибаемый и неразрушимый.

17. Вьягхра-Чамара (Vyaghra-Chamara, англ. tiger-skin)
Тигровая шкура. Она представляет Желание — Тришна (Trishna).



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:56 | Сообщение # 6
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
АТРИБУТЫ (OBJECTS IN HANDS)

Агни (Agni, англ. fire)
Огонь. Используется как средство уничтожения, а также для совершения жертвоприношений. Шива обычно несёт Агни в одной из своих рук.

Акшамала (Akshamala, англ. rosary)
Чётки. Бывают двух типов: Рудракша (Rudraksha) и Камалакша (Kamalaksha). Чётки обычно находятся в руках Брахмы, Шивы и Сарасвати.

Анкуса (Ankusa, англ. goad)
Слоновий бодец (стрекало в руках погонщика, сидящего на шее слона). Анкх служит для управления слоном, состоит из маленькой деревянной рукоятки, увенчанной прочным и острым металлическим крюком.

Атапатра (Atapatra, англ. arrow)
Небольшой зонтик. Символ Буддистских богинь, таких как Ушнисашита (Usnisasita), Пачаракша (Pancaraksa) и других.

Бана (Bana, англ. arrow)
Стрела. Деревянная стрела с металлическим наконечником и оперением.

Бхендипала (Bhendipala, англ. vegetable)
Овощь.

Бильвафала (Bilvafala, англ. wood-apple)
Деревянное яблоко.

Бхендипала (Bhendipala, англ. vegetable)
Плоды, овощи.

Ваджра (Vajra, англ. thinderbolt)
Молния, излюбленное оружие Индры. Выглядит подобно двойному трезубцу без деревянного древка (рукояти).

Ваджра на Лотосе (Vajra on Padma, англ. thinderbolt on lotus)
Молния, вертикально расположенная на лотосе.

Вишва-ваджра (Visva-vajra)
Двойная ваджра. «Ваджра» — сложный инициатический термин, означающий одновременно «молнию», «алмаз», «сияние» и «жезл». В самом общем смысле «ваджра» определяет особое духовное состояние (или принцип), в котором духовный компонент (элемент Вечности) фиксирован и утвержден по ту сторону преходящей динамической реальности. «Ваджра» — это неподвижный полюс, застывший дух, Ось Мира, основа реальности. Одновременно обозначает высшее посвящение и того, кто это посвящение получил и реализовал до предела, превратив своё собственное существо в «алмазную точку Вечности», в тело «трансцендентального света». В культовом смысле «ваджрой» называют особый ритуальный жезл, имеющий фаллический и осевой смысл. Буддистский тантризм (одно из двух направлений Махаяны, буддизма «Большой Колесницы») называется «Ваджраяна», по имени «ваджры». Вся совокупность смыслов этого термина уже потенциально заключает в себе ту основную инициатическую цель, которую ставит перед адептами Тантра: молниеносная реализация божественного сияния, Принципа, провоцирующая безвременную фиксацию на трансцендентном уровне и становление неподвижным «жезлом», осью реальности, вечным Шивой (Буддой).

Гада (Gada)
Индийская булава (дубина). Некогда она держалась в руках, в иные времена рука просто лежала на вершине булавы. Гада может быть гладкой или покрытой орнаментом. Обычно она гладкая. Имеет сужающийся конец, за который держится в руке, а также тяжелую массивную оконечность. Используется в качестве оружия в открытом бою.

Гханта (Ghanta, англ. bell)
Колокольчик.

Дамару (Damaru, англ. drum)
Барабан.

Дарпана (Darpana, англ. mirror)
Зеркало.

Джамбхара (Jambhara, англ. lemon)
Лимон. Символ Джамбхала (Jambhala), буддийского Куберы (Kubera).

Дханус (Dhanus, англ. bow)
Лук.

Дхваджа (Dhvaja, англ. flag)
Флаг.

Каласа (Kalasa, англ. vase)
Сосуд.

Кальпалата (Kalpalata, англ. wish fulfilling tree)
Древо исполнения желаний.

Камандалу (Kamandalu, англ. vessel to hold water)
Сосуд, содержащий воду. Он может иметь различные очертания, иногда носик.

Капала (Kapala, англ. kull-cup)
Чаша-череп, обычно является атрибутом Брахмы, его несёт Шива. В скульптурном представлении выглядит как круглая или овальная чаша.

Карттрика (Karttrka, англ. chopper)
Тесак, символ Тантрических богинь, таких как Буддашакти (Buddhasaktis), Дакини (Dakinis) и другие.

Катри (Katri, англ. small knife)
Небольшой нож.

Каумуди (Kaumudi, англ. half-moon)
Полумесяц.

Куккута (Kukkuta, англ. cock)
Петух. Атрибут Субрахманья (Subrahmanya, Karttikeya).

Кхаджа (Khadga, англ. sword)
Меч. Может быть длинным и коротким, заточенным с одной стороны и обоюдоострым.

Кхаккхара (Khakkhara, англ. alarm staff)
Сигнальный посох. Это длинный деревянный посох с металлическим концом и несколькими металлическими кольцами, прикрепленными к нему. При встряхивании им издаются предупреждающие звуки.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:57 | Сообщение # 7
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
Кхатванга (Khatvanga, англ. club)
Род булавы, сделанный из кости предплечья или ноги. На его конец насажен череп. Вероятно является оружием, дошедшим до нас из древности. Иногда костяная рукоятка заменяется деревянной. Может также использоваться как ритуальный жезл.

Кхетака (Khetaka, англ. shield)
Щит. Может иметь округлую и прямоугольную форму. С оборотной стороны имеет ручку. Лицевая сторона щита украшается различными образами и эмблемами.

Ладду, или Ладдука (Laddu or Ladduka, англ. sweetmeat)
Круглый леденец (ароматные сладости), любимый Ганешей.

Майурапикча (Mayurapiccha, англ. peacock-feathers)
Павлиньи перья.

Махалунга (Mahalunga, англ. fruit)
Плод, который держит Деви (Devi).

Меса (Mesa, англ. ram)
Баран. несётся Шивой в ранних изображениях. В более поздних заменяется антилопой Мрига (Mriga).

Мрига (Mriga, англ. deer или buck)
Олень (лань), или антилопа. Шива несёт оленя в одной из своих рук в поздних скульптурах. В ранних скульптурах он несёт барана (Mesa).

Муробалан (Murobalan, англ. fruit)
Плод.

Мушала (Musala, англ. wooden pestle)
Индийский деревянный пестик.

Накула (Nakula, англ. moongose)
Мангуст.

Падма (Padma, англ. lotus)
Лотос.

Парашу (Parasu, англ. battle-axe)
Боевой топор. Сделан из мощного стального топорища, насаженного на деревянную рукоять. Лезвие имеет округлую форму. В поздних формах конец Парашу выглядит подобно жезлу в железном панцыре, топорище небольшое.

Паругха (Parigha, англ. club)
Род булавы.

Паса (Pasa, англ. noose of ropes)
Верёвочная петля. В скульптурном представлении две или три веревки связываются вместе в одинарную или двойную петлю.

Патра (Patra, англ. bowl)
Чаша.

Паттика (Pattika, англ. layer of the pedestal)
Часть пьедестала.

Паттиса (Pattisa, англ. rod)
Длинный стальной жезл, заостренный на одном конце.

Пуштака (Pustaka, англ. book)
Рукописная книга. Это также книга из пальмовых листьев, держится Брахмой, Сарасвати (Brahma, Sarasvati) и др.

Пуштака на Лотосе (Pustaka or Padma, англ. book on lotus)
Рукописная книга на лотосе.

Санкха (Sankha, англ. couch-shell)
Раковина. Это специальный символ Вишну. Его раковина, известная как Панчаджанья (Panchajanya), была сделана из тела демона Панчаджана (Panchajana). Она издает устрашающий гул и заставляет трепетать врагов Вишну. В скульптурном представлении раковина предстает гладкой либо украшенной (орнаментированной). В последнем случае ее ручка покрыта декоративным металлическим наконечником, увенчанным львиной лапой, и перевязана вокруг тканью. Кисти и жемчуг также могут подвешиваться к боковой стороне раковины.

Санкха-патра (Sankha-patra, англ. shell cut cros-wise)
Поперечный срез раковины, образующий спиральное кольцо. Используется как серьга.

Сасан (Sasan, англ. rabbit)
Кролик.

Тамара (Tamara, англ. iron club)
Металлическая булава.

Танка (Tanka, англ. chisel)
Тесак, используемый Индийскими каменщиками.

Триданди (Tridandi, англ. triple shaft)
Тройное копьё.

Триратна (Triratna, англ. Three Jewels)
Три Драгоценности, символизирующие Буддийскую Триаду — Будду,
Дхарму (Знание) и Сангху (общину Буддийских монахов и монахинь) (Buddha, Dharma, Sangha).

Тришула (Трисула) (Trisula, англ. trident)
Трезубец, излюбленное оружие Шивы. «Три» означает три, а «шула» — конец. Состоит из длинной деревянной рукояти, которая заканчивается тремя острыми металлическими наконечниками.

Упавита (Upavita, англ. deer skin)
Оленья шкура, которая носится на левом плече, вдоль тела и под правой рукой, далее поднимается по спине до левого плеча.

Хала (Hala, англ. plough)
Плуг.

Чакра (Chakra, анг. wheel)
Колесо. Обычно ассоциируется с Вишну. Легенда из Шива-пураны (Siva-purana) рассказывает историю о том, как Вишну получил колесо в качестве подарка от Шивы, чтобы с помощью него разгромить демонов. В скульптурном представлении чакра выглядит подобно миниатюрному колесу с вращающимися спицами. Прежде оно было украшено орнаментом, имело опоясывающие его драгоценные ленты.

Чаитья (Chaitya)
Буддийская ступа, символ Майтрейи (Maitreya), Будды будущего и других.

Чаури (Chauri, англ. fly-whisk)
Опахало.

Чинтамани флаг (Chintamani flag)
Флаг с камнем Чинтамани.

Шакти (Sakti, spear)
Копьё. Оно содержит ромбовидный или эллиптический металлический наконечник, насаженный на длинную деревянную рукоять.

Шрифала (Srifala, англ. coconut)
Кокос.

Шрув (Sruv, англ. spoon)
Жертвенная ложка овальной формы.

Шрук (Sruk, англ. spoon)
Жертвенная ложка круглой формы.

Шула (Сула) (Sula)
Оружие Шивы. Может выглядеть подобно копью и иметь один острый конец, также может иметь форму трезубца.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:58 | Сообщение # 8
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
АСАНЫ (ASANAS)

Алидха (Alidha)
Стоячая поза. Левая нога согнута в колене, правая нога вытянута или наклонена под некоторым углом по отношению к вертикали (линии спины).

Ардхапарайянка (Ardhaparyanka)
Сидение с одной ногой согнутой, другой — стоящей пяткой на пьедестале, рука лежит на колене. Подобна Махараджалила (Maharajalila).

Бхадра (Bhadra)
Сидение с перекрещенными ногами как в Курмасана (Kurmasana), носки ног держатся в руках.

Ваджра (Vajra)
Сидение с пперекрещенными ногами, ступни ног повернуты вверх, обе руки лежат ладонями на коленях.

Вира (Vira)
Сидение с лежащей на правом бедре левой ногой.

Дхьяна (Dhyana)
Сидение в Падмасана (Padmasana) в позиции медитации. В данной сидячей позе ноги перекрещены, стопы направлены вверх и лежат на бедрах.

Йога (Yoga)
Сидение с перекрещенными ногами, ступни ног повернуты вверх, Кисти рук положены одна на другую ладонями вверх и покоятся на скрещенных ступнях.

Курма (Kurma)
Сидение с перекрещенными ногами и касающимися пьедестала стопами.

Лалита (Lalita)
Сидение на высоком пьедестале как на стуле, с одной ногой, свисающей книзу, другой — согнутой в колене и остающейся на подушке или пьедестале. Также называется Шавья-лалита (Savya-lalita), или Сукхасана (Sukhasana). Если левая нога согнута, а правая свисает вниз, она называется Вама-лалитасана (Vama-lalitasana).

Махараджалила (Maharadjalila)
Подобна Ардхапарьянка (Ardhaparyanka). Это положение покоя и отдыха.

Падмасана (Padmasana)
Смотри Парьянка (Paryanka).

Парьянка (Paryanka)
Сидение с перекрещенными ногами. Падмасана (Padmasana).

Праламбапада (Pralambapada)
Сидение на постаменте на Западный манер — обе ноги свешены.

Пратьялидха (Pratyalidha)
Стоячая поза. Зеркальное отражение позы Алидха (Alidha). Правая нога согнута в колене, а левая вытянута вертикально, выпрямлена в колене или держится под некоторым углом.

Свастика (Svastika)
Сидение с перекрещенными ногами, ступни касаются противоположных колен.

Сикха (Sukha)
Сидение в любой удобной позиции.

Симха (Simha)
Сидение с перекрещенными ногами как в Курмасана (Kurmasana). Ладони рук лежат на бедрах, пальцы выпрямлены, рот открыт, глаза закрыты или взгляд их сконцентрирован на кончике носа.

Сопасрайя (Sopasraya)
Сидение со свободно переплетенными ногами, стопы покоятся впереди.

Сукхасана (Sukhasana)
Смотри Лалита (Lalita).

Уткутика (Utkutika)
Сидячая поза, в которой ноги согнуты в коленях, стопы расположены на основании пьедестала, пятки соприкасаются, спина при этом немного наклонена для удобства.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:58 | Сообщение # 9
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
ПЬЕДЕСТАЛЫ (ASANAS, англ. pedestals, seats)

Слово «асана» также употреблялось для обозначения пьедестала или сидения, на котором божество сидит или стоит. Их описание дано ниже:

Анантасана (Anantasana)
Имел треугольную форму. Как правило использовался для изображения игры или забавы.

Бхадрапитха (Bhadrapitha)
Имел прямоугольную или круглую форму.

Вималасана (Vimalasana)
В форме шестиугольника, использовался во время ритуалов жертвоприношений.

Вишва-падмасана (Visva-padmasana)
Лотосный пьедестал с двойными лепестками.

Йогасана (Yogasana)
В форме восьмиугольника, использовался для поклонения.

Курмасана (Kurmasana)
Имел овальную форму и делался из дерева, также — внешний вид и лапы черепахи.

Макарасана (Makarasana)
Создан по образу Макара (Makara), морского чудовища.

Падмасана (Padmasana)
Имел круглую или овальную форму и обычно использовался для богослужений.

Симхасана (Simhasana)
Прямоугольный или круглый по форме, имел четыре ножки, которые выполнялись в виде небольших львов.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 20:58 | Сообщение # 10
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Вина (Vina)
Струнный музыкальный инструмент, излюбленный атрибут Сарасвати. Состоит из длинного полого циллиндрического стержня с несколькими клавишами по бокам. Струна прикреплялась к каждой клавише и тянулись до нижнего конца, к которому привязывалась. Нижний конец имеет форму квадратного звукового контура. На верхнем конце крепится полая тыква, исполняющая функции резонатора.

Дамару (Damaru англ. drum)
Маленький барабан. Два его конца покрывались тугими мембранами, которые закреплялись бечёвками, обвязанными поверх корпуса барабана. Иногда бечёвка закреплялась на узкой середине барабана, а на концы его укреплялись маленькие крышки. Удары по мембранам с двух сторон производят различные звуки.

Гханта (Ghanta, англ. bell)
Колокол.

Мурали, или Вену (Murali or Venu, англ. flute)
Флейта, сделанная из тонкого полого бамбука.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 21:02 | Сообщение # 11
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
КОРОНЫ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
(MUKUTAS англ. crowns, head-wear)

1. Джата-мукута (Jata-mukuta)

2. Кирита-мукута (Kirita-mukuta)

3. Каранда-мукута (Karanda-mukuta)

ВАХАНЫ, ИЛИ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
(VAHANAS англ. mount, vehicle)

Божества часто сопровождались «средствами передвижения», ездовыми животными, или ваханами, которые помогают в их идентификации. Бык Нанди (Nandi) — вахана Шивы, Гаруда (Garuda) — Вишну, попугай (parrot) — Рати (Rati), богини любви, и так далее.

Гаджа (Gaja)
Вахана Индры. Исходя из оригинального значения слова gaja на санскрите, слон символизирует самого Бога («ja» означает место начала, или рождения мира; «ga» — цель, достигаемая в конечном итоге). Часто используется как царственный слон под седлом, обозначает при этом царскую власть и могущество.

Макара, или Джалампа (Makara)
Морское чудовище, вахана Варуны, иногда Кама-дэвы. Оно описывается в индуистской литературе как рыба с головой оленя и ногами антилопы. Однако в древнем искусстве Макара походит на рыбу с головой крокодила. Нередко изображается среди других персонажей, окружающих божества, в частности — Будду. Иногда из пасти её произрастает побег, и это свидетельствует о том, что Макара является символом производительных сил природы.

Нанди (Nandi)
Бык Нанди («счастливый») является ездовым животным Шивы. Во всех шиваистских храмах его изображение, как правило, находится рядом с Шивой, неподалеку от него или над ним, голова его повернута в сторону Шивы. Также скульптура Нанди в стоячем или сидячем положении может находиться у входа в храм. На картинах он изображается абсолютно белым, упитанным, с большими карими глазами и широкими плечами. У Нанди блестящая шкура и чёрный хвост. Горб Нандина похож на покрытую снегом вершину горы, на его теле — золотая подпруга. Он имеет острые рога с красными наконечниками.

Первоначально Нанди имел человеческий облик, носил имя Нандикешвара (Nandikeshvara) и был мудрецом-риши, служившим привратником у Шивы. Причина трансформации человеческого образа в животное, возможно, связана с происхождением образа самого Шивы. Его прототип — народный бог Рудра — иногда почитался в образе быка.

Связь Нанди с плодородием можно усмотреть в обычае, согласно которому верующий, прежде чем войти в храм, должен прикоснуться к стопам животного, иначе его молитва не принесёт желаемых плодов.

Олицетворяет силу и мужество, дживатман (jivatman) — индивидуальную душу, животная природа которой порвала с Богом, но Божественная милость притягивает её обратно.

Согласно другим представлениям симолизирует дхарму, или нравственный закон.

СИСТЕМА МЕР (КАНОН ПРОПОРЦИЙ) ТАЛА (TALA)

В Индуистской иконографии канон пропорций Тала используется для скульптурных и отлитых в металле изображений богов. Расстояние от макушки головы до нижнего края подбородка является единицей измерения системы мер и известно как Тала.

Каждая Тала дополнительно делится на двенадцать Ангула (Angulas), равной ширине пальца. Ангула, в свою очередь, делится на восемь Яв. Каждая из них равна ячменному зерну. В одной Яве — 8 Юх. Юха делится на 8 Ликш. По размеру ликша соответствует личинке блохи. Одна Ликша делится на 8 Балагр, или кончиков волос. Балагра делится на 8 Радж. Раджа делится на Параманы — минимальные единицы в этой системе измерений.

Обычно рост человека равен восьми Тала (Ашта-тала (Ashta-tala)). Основные божества имеют рост десять Тала (Даса-тала (Dasa-tala)), а второстепенные боги и богини — девятьТала (Нава-тала (Nava-tala)). Главные боги в их героическом и гневном аспектах могут иметь рост, равный двенадцати или четырнадцати Тала. Фигура в системе Панча-тала (Pancha-tala) имеет рост, равный пяти Тала.

Внутри каждой системы мер Тала образ может быть Уттала (Uttala) (наибольший размер), Мадхьяма (Madhyama) (средний размер), и Адхама (Adhama) (наименьший размер). Так, в Даса-тала, Мадхьяма включает 120 Ангула, Уттама — 124 Ангула, Адхама — 116 Ангула.

Лицо делится на три части: лоб, нос и далее до нижнего края подбородка. Каждая из этих частей должна равняться четырем Ангула, вся высота лица — двенадцати Ангула, составляющим одну Тала. Окружность головы равна 32 Ангула. Глаза помещаются на уровне ушей, длина бровей должна достигать четырех Ангула, их ширина — четверть Ангула. Прорезь глаз имеет длину два Ангула, такое же расстояние между глазами. Глаза женщины должны иметь высоту один Ангула. Глаза испуганных и плачущих равняются 1,8 Ангула.

Индуистский иконографический канон окончательно сложился в период правления Гуптов. Его правила и указания записаны в шилъпа-шастрах — сочинениях по изобразительному искусству и ремеслу. Трактат «Читралакшана» («Характерные черты живописи») дошёл до наших дней только в тибетском переводе. В нём подробно рассказывается о том, как надо изображать богов, людей и прочие существа.

Правила шильпа-шастр состоят из дхьян — стихов, посвящённых характерам богов, и лакшан — инструкций с указанием размеров, пропорций и форм, которые соответствуют дхьянам.



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
IndaДата: Четверг, 09.07.2009, 21:03 | Сообщение # 12
Чернокнижник
Группа: Пользователи
Сообщений: 520
Направление:
Награды: 1
Репутация: 6
Статус: Offline
КРАТКИЙ ИДЕНТИФИКАТОР БОГОВ И БОГИНЬ

1. АТРИБУТЫ
2. СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (ВАХАНЫ)
3. ЖЕСТЫ РУК (ХАСТЫ И МУДРЫ)
4. ЛИКИ
5. КОРОНЫ
6. ПРОЧЕЕ

БРАХМА (BRAHMA)
1. Четки (акшамала), сосуд с водой (камандалу), жертвенная ложка овальной формы (шрув), рукописная книга (пуштака).
2. Лебедь (гусь).
3. Четыре.
4. Четыре, фактически видны только три.
5. Спутанные волосы.
6. Обычно имеет короткую заостренную бороду.

ВИШНУ (VISHNU)
1. Жезл (гада), лотос (падма), раковина (санкха), колесо (чакра).
2. Орёл (Гаруда).
3. Четыре.
4. Один.
5. Кирита-мукута.
6. Иногда носит цветочную гирлянду как священное одеяние.

ШИВА (SIVA)
1. Трезубец (тришула), колесо (чакра), боевой топор (парашу), булава (данда). Часто лань (мрига) в одной из рук.
2. Бык (Нанди).
3. Две, четыре и более.
4. Один.
5. Спутанные волосы.
6. Часто в волосах полумесяц и змея, во лбу третий глаз.

ШИВА МАХЕША-МУРТИ (SIVA MAHESA-MURTI)
1. Две руки в благодающей (варада-мудра) и защитной (абхайя-мудра) позициях. В четырёх правых руках — копьё (шакти) (трезубец (тришула)), боевой топор (парашу), молния (ваджра) и меч (кхаджа). В четырёх левых руках — щит (кхетака), стрекало (анкуса), петля (паса) и щит (кхетака).
3. Десять.
4. Пять, видны только четыре.

ДАКШИНА-МУРТИ-ШИВА (DAKSHINA-MURTI-SIVA)
1. Правые руки — одна в Джнана-мудре, в другой несёт чётки (акшамала). Левые руки — одна в благодающей позе (варада-мудра), другая несёт огонь (агни), змею или лотос (падма).
3. Четыре.
6. Сидит с одной свешенной ногой.

НАТАРАДЖА-ШИВА (NATARAJA-SIVA)
1. Правые руки — одна в защитной позиции (абхайя-мудра), в другой несёт барабан (дамару). Левые руки — одна в Гаджа-хасте, в другой несёт огонь (агни).
2. Стоит на карлике Апасмаре (Apasmara), левая нога поднята, повернута по направлению к правой ноге и держится крест-накрест с ней.
3. Четыре.
4. Один.

СКАНДА (SKANDA), КАРТТИКЕЙЯ (KARTTIKEYA)
1. Две руки в благодающей (варада-мудра) и защитной (абхайя-мудра) позициях. Другие несут молнию (ваджра), щит (кхетака), копьё (шакти) и меч (кхаджа).
2. Павлин, петух.
3. Шесть.
4. Два или шесть.
6. Иногда с четырьмя ликами.

ГАНЕША (GANESA)
1. Слоновий бивень, стрекало (анкуса), ароматные сладости (laddu), петля (паса).
2. Крыса.
3. Четыре.
4. Один.

ВИРАБХАДРА (VIRABHADRA)
1. Поза защиты, трезубец (тришула), жезл (данда) и благодающая поза (варада-мудра).
2. Бык.
3. Четыре.
4. Один.

С этого момента под пунктом 5. приводятся Положение тела или Поза.

ШЕШАШАХИ-ВИШНУ (SHESHASHAHI-VISNU)
1. Раковина (санкха), колесо (чакра); одна рука находится в пасти змея Шеши, одна — на колене.
2. Змей Шеша.
3. Четыре.
5. Спящий.
6. Одна рука держит Шри (Sri), другая возлежит на колене. Брахма сидит на выходящем из пупка Вишну лотосе. Демоны Мадху (Madhu) и Кайтабха (Kaitabha) находятся возле стебля лотоса.

ЛАКШМИ-НАРАЯНА (LAKSHMI-NARAYANA)
1. Лотос (падма), раковина (санкха), колесо (чакра). Четвёртая рука обнимает Лакшми.
2. Орёл (Garuda).
3. Четыре.
5. Сидит.

РАМА (RAMA)
1. Лук (дханус) и стрела (бана).
3. Две.
6. Сопровождается Ситой, Лакшманой, Бхаратой и Шатруджхной
(Sita, Lakshmana, Bharata, Shatrughna).

КРИШНА (KRISHNA)
1. В правой руке держит изогнутый посох. Левая рука поднята и согнута в локте. Или играет на флейте.
3. Две.
6. Рукмини (Rukmini) справа. Сатьябхама (Satyabhama) слева.

БРАХМАНИ (BRAHMANI)
1. Чётки (акшамала), жертвенная ложка (шрув), сосуд (камандалу), сосуд.
2. Гусь.
3. Четыре.
4. Четыре.

МАХЕШВАРИ (MAHESVARI)
1. Лук (дханус), стрела (бана), колесо (чакра) и лук.
2. Бык.
3. Четыре или шесть.

КАУМАРИ (KAUMARI)
1. Копья (шакти) в обеих руках.
2. Павлин, петух.
3. Две, четыре, двенадцать.

С этого момента под пунктом 2. приводятся Ваханы-животные.

ВАЙШНАВИ (VAISHNAVI)
1. Колесо (чакра), жезл (гада), раковина (санкха), лотос (падма).
2. Орёл.
3. Четыре или шесть.

ВАРАХИ (VARAHI)
1. Посох, раковина (санкха), колесо (чакра), жезл (гада).
2. Бык. Тигр.
3. Четыре или десять.
4. Голова вепря.

ИНДРАНИ (INDRANI)
1. Молнии (ваджра) в обеих руках.
2. Слон.
3. Четыре.

ЧАМУНДА (CHAMUNDA)
1. Дротик, катри (karti) (небольшой нож), чаша-череп (капала), стальной посох с острым наконечником.
2. Труп.
3. Четыре или десять.

ПАРВАТИ (PARVATI)
1. Чётки (акшамала), Шива, Ганапати (Ganapati), чаша.
3. Четыре.

ГАУРИ (GAURI)
1. Копьё (шакти) и зеркало (дарпана).
3. Две.

МАХАЛАКШМИ (MAHALAKSHMI)
1. Махалунга (Mahalunga) (плод), жезл (гада), щит (кхетака), чаша с листьями.
3. Четыре.

САРАСВАТИ (SARASVATI)
1. Лук (дханус), жезл (гада), петля (паса), струнный музыкальный инструмент (вина), колесо (чакра), раковина (санкха), пестик (мушала), стрекало (анкуса), иногда чётки (акшамала).
2. Петух.
3. Четыре или восемь.

ИНДРА (INDRA)
1. Молния (ваджра), лотос (падма).
2. Слон Айравата (Airavata).
3. Две или четыре.

АГНИ (AGNI)
1. Чётки (акшамала), жертвенная чаша.
2. Баран.
3. Две или четыре.

ЯМА (YAMA)
1. Булава (данда), аркан.
2. Бык.
3. Две или четыре.

НИРРУТИ (NIRRUTI)
1. Меч (кхаджа), щит (кхетака), катри (karti) (небольшой нож), голова.
2. Человек, баран или лев.
3. Две или четыре.

ВАРУНА (VARUNA)
1. Петля (паса), лотос (падма).
2. Макара.
3. Две или четыре.

ВАЙЮ (VAYU)
1. Благодающая позиция (варада-мудра) и флаг (дхваджа).
2. Олень.
3. Две или четыре.

КУБЕРА (KUBERA)
1. Жезл (данда) и благодающая позиция (варада-мудра).
2. Человек, баран или лошадь.
3. Две или четыре.

ИШАНА (ISANA)
1. Трезубец (тришула) и благодающая позиция (варада-мудра).
2. Белый бык.
3. Две или четыре.

СУРЬЯ (SURYA)
1. Лотос (падма) в каждой из двух рук.
2. Одноколесная колесница, запряженная семью лошадьми.
3. Две.
4. Данда (Danda) и Пингала (Pingala) с двух сторон, несут меч (кхаджа) и щит (кхетака).



Анимационная студия "Флэшпром"
нет доступа
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Белый каталог Мир Знания Каталог Эзотерики на Shambala.ru
Argentum Luna - Магия Серебряной Луны

Подписаться письмом