вот что нашла
Энциклопедия эзотеризма
МАНТИКА — практика гадания. Традиционно выделяются две группы М.: практики, опирающиеся на объективные данные; практики, опирающиеся на субъективные данные. В первой группе в качестве основы используются объективные данные о человеке, т.е. параметры, не подлежащие изменению: дата рождения, форма и линии ладони, почерк и т.д. К этим дисциплинам относятся в первую очередь астрология (см.), хирология (хиромантия), нумерология (см.) и графология. Вторая группа оперирует субъективными данными т.е. тем материалом, который человек предоставляет о себе сам. Сюда включаются все техники М., т.е. различные способы гадания: от гадания на картах, гексаграммах И-цзин, древнегерманских рунах, кофейной гуще и до предсказаний судьбы по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или по клубам дыма, поднимающегося над жертвенником.
В первом случае имеет место толкование сугубо объективных параметров, символическое значение которых задано традицией. В астрологии — знаков Зодиака, "аспектов" (угловых отношений планет), "домов" (12 секторов гороскопа), асцендента (градуса зодиакального знака, восходящего над восточным горизонтом в момент рождения); в нумерологии — числовых значений букв имени и цифр даты рождения; в хиромантии — геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, крест и т.д.), образованных пересечением линий ладони; в графологии — формы букв в рукописном тексте.
Во втором случае выход на символику бессознательного носит непосредственный характер. Толкователь сталкивается со сложной задачей выделения доминант в потоке бессознательных содержаний. Мантические традиции прошлого в основном утрачены. Исключением является тщательно разработанная и стройная мантическая система гексаграмм, основанная на принципах, изложенных в "Книге перемен" (И-цзин), фундаментального труда китайской классической философии. Характерная черта этой методики — оценка любой ситуации как целого, которому подчинены все детали. Они рассматриваются исключительно на космическом фоне — применительно к взаимоотношениям "инь" и "ян", женского и мужского начал. Данный мантический метод заключается в сортировке 49 стебельков тысячелистника наугад на две кучки, после чего из каждой кучки отсчитывается по три или по пять стебельков, или в шестикратном подбрасывании трех монет, причем каждая линия гексаграммы определяется ценностью лицевой и оборотной сторон (орел и решка). В результате применения троичного принципа (две триграммы) получаются различные комбинации сплошных ("мужских") и прерывистых ("женских") линий. Максимально число возможных вариантов — 64. Каждый из них соответствует определенной психологической ситуации. Все они подробно описаны в тексте книги и прилагаемых комментариях. Смысл всех без исключения мантических практик заключается в толковании символов, имеющих архетипическую природу (см. Архетип).