Хаос, греч. — у Г е с и о д а — зияющее пустое пространство, существовавшее до создания мира. Порождением X. были Г е я, Э р е б, Э р о с, Тартар, Никта — (Ночь). У орфиков X. — порождение вечного времени (X р о н о с а ). Орфики понимали под X. бездну, в которой обитали Ночь и Туман. Сгустившийся туман принял форму яйца, которое раскололось надвое, образовав Небо и Землю. Представление о X. как беспорядочном смешении чего-либо появилось позднее.
Хронос, греч. — олицетворение времени. Как полагали о р ф и к и, X, — одно из начал мира наравне с Зевсом и Землей; огонь, воздух и вода были порождениями X., а от этих стихий произошел ряд поколений богов. Некоторые орфики отождествляли X. с К р о н о м (по сходству звучания имен). У римлян с. Кроном отождествлялся Сатурн, который поэтому стал обозначать бога времени. В искусстве нового времени X. обычно изображается старцем с косой в руках.
она не может больше жить в этом мире...свет семиконечной звезды гаснет
Гея (греч. «земля») — олицетворение Земли. У Гесиода, Г. первой выделилась из изначального X а о с а и из себя породила Урана (Небо), Г о р ы , Понт (Море); от Урана Г. родила титанов, киклопов, гекатонхейров. Г. считалась также матерью Эринний, гигантов и мелийских нимф; от союза с Понтом у Г. появились на свет Нерей, Тавмант, Форкий, Кет о, Еврибия. Как мать гигантов, Г. пыталась помочь им во время гигантомахии. Считалась прародительницей людей и великой обителью мертвых, погребенных в лоне земли; культ Г. играл большую роль при почитании предков; в клятвах имя Г. самое священное. Как подательницу урожая (Г. Карпофорос — Плодоносную), Г. чтили повсюду в Греции. Древний Дельфийский храм, по преданию, был до прихода сюда Аполлона святилищем Г. В Додоне Г. считалась супругой Зевса, впоследствии представление о ней как жене Зевса вытиснилось образами Дионы, Геры, Деметры. В позднюю эпоху Г. нередко смешивали с. Деметрой, Кибелой. В античном искусстве изображения Г. редки; на фризе Пергамского алтаря Г. — по пояс в земле, с рогом изобилия в левой руке.
Тартар, греч. — по Г е с и о д у, глубочайшие недра земли. Т. находится от земли на таком же расстоянии, как земля от неба, он окружен тройным слоем мрака и железной стеной (или тремя медными стенами); железные (или медные) врата Т. — создание Посейдона. Вокруг Т. вечно бушуют вихри. В Т. заключены К р о н и побежденные титаны под охраной г е к а т о н х е й р о в. Т. считался нижней частью преисподней — А и д а, иногда отождествлялся с Аидом.
она не может больше жить в этом мире...свет семиконечной звезды гаснет
Эрос (Эрот), греч. — бог любви, один из древнейших богов греческой мифологии, вначале имевший космогонические черты, наряду с Хаосом, Геей (Землей) .Тартаром. Считался олицетворением стихийного созидательного начала в природе, порождением Хаоса и Урана (или Хаоса и Земли). Иногда отцом Э. считали Крона. Позднее Э. признавали сыном Арея и Афродиты (или Зевса и Афродиты, Гермеса и Афродиты, Зефира и Ириды). Зевс хотел убить родившегося Э., но Афродита спасла младенца, спрятав его в глухом лесу, где Э. выкормили львицы. Иногда Э. рассматривался как бог весны; ему приписывали господство над внешней природой и нравственным миром людей и богов. Перед могуществом Э. не могут устоять ни боги, ни люди. Э. становится олицетворением любви, спутником и посланцем Афродиты. Золотые стрелы из лука Э., поражающие без промаха смертных и богов, вселяют в них чувство любви, приносящее радость, счастье, страдания, боль и даже гибель. От стрел Э. не защищен и Зевс. Э. считался не только богом любви мужчины и женщины, но и богом дружбы мужчин. Статуи Э. помещались в гимнасиях. Позднее Э. связывается с мифом о Психее (душе), после долгих испытаний ставшей его супругой. У орфиков Э. — создатель мира. В эллинистическую эпоху сложилось представление о существовании множества эротов. У римлян Э. (эротам) соответствовал Амур (лат. amor — любовь), или К у п и д о н (лат. cupido — вожделение). Э. стал считаться утешителем в горе, его статуи ставились как надгробия. В Греции существовал культ Э., но его храмы были редки. Наиболее известен храм Э. в Феспиях; здесь раз в пять лет справлялись праздники в честь Э. — эротидии. Спартанцы перед битвой приносили жертвы Э. Бог любви изображался юношей или мальчиком с золотыми крылышками, с луком, стрелами, колчаном, иногда — с факелом. В эпоху эллинизма Э. изображали шаловливым ребенком она не может больше жить в этом мире...свет семиконечной звезды гаснет