Большинство обитающих в сети сновидцев (за исключением хвастунов и обманщиков) – «естественные» сновидящие, то есть сначала спонтанно обретшие опыт осознанного сновидения, и лишь затем узнавшие о существовании подобного феномена из книг или от других практиков. Я отношу себя к категории «искусственных» сновидящих, то есть я сначала узнал о возможности обогатить и расширить свою йогическую практику новым диапазоном доступных состояний сознания, а затем принял решение реализовать это на практике. Поэтому вопрос «как войти в ОС?» лично для меня имеет первостепенное значение. Обычно процесс естественной инкубации ОС занимает от 2 до 5 лет (и это труднооспоримый статистический факт). Разумеется, возникает желание, по-возможности, максимально ускорить этот процесс. В последнее время в воздухе носится идея создания сновиденного практикума для начинающих (так сказать, «практикум 1.0»). Создаются рабочие группы, выдвигаются заманчивые идеи, но пока конкретных практических разработок, к сожалению, нет. Все идеи вертятся вокруг методов Стивена Лабержа и триксов Хакеров Сновидений (знаменитый практикум Равенны не в счет – это практикум по КОС).
Одна из групп «искусственных» сновидящих принялась усиленно копать эту тему, и кажется, им удалось схватить идею за хвост. В свое время Хакеры Сновидений из простенького пасьянса «ручеек» сотворили целую науку (буквально высосав ее из пальца) под названием Пасьянс Медичи или Хакерский Сталкинг. Кажется, нечто подобное маячит на горизонте и сейчас. Основная идея пресловутого практикума «Восемь ступеней к ОС» заключается в использовании внутренней структуры восьмиступенчатой классической Аштанга-йоги Патанджали для инкубации ОС. Причем его основная ценность и уникальность заключается в безотносительности к практической реализации. Структура практикума предполагает лишь конечную цель и направление развития, а выбор конкретных техник и методов зависит исключительно от личных предпочтений практикующего.
«Восемь ступеней к ОС» - это не просто сумбурное нагромождение разрозненных методик. По сути дела, это универсальный стержень, на который, согласно заранее определенному иерархически организованному порядку, будут нанизываться конкретные техники и практические приемы (в соответствии с личной предрасположенностью практикующего). Вообще говоря, эта структуризация методов есть ничто иное, как сборник дидактических материалов, предназначенный, прежде всего, для инструкторов по ОС, а отнюдь не для самостоятельного индивидуального использования.
По сути дела, псевдопрактикум «Восемь ступеней к ОС» не содержит ни одного практического метода или трикса. Ни одного! «Восемь ступеней к ОС» - это всего лишь некий шаблон. Абстрактная схема. Или формула для ОС.
Основное его назначение – систематизировать накопленные знания с единственной целью – помочь начинающему сновидцу сжать по-максимуму свой тональ, избегая лишних телодвижений, и не допустить неэффективного использования ни одного микроджоуля психической энергии.
Для иллюстрации, возьмем, например, некоего ярого поклонника Кастанеды. На первом этапе практики я бы рекомендовал ему стереть личную историю, стать недоступным своему ближайшему окружению и практиковать контролируемую глупость в социальных отношениях. На втором этапе он однозначно должен обрести окончательность в принятии своих решений и начать бороться с гордыней. Третья ступень – это, безусловно, практика Тенсегрити, на четвертой я бы отправил его в поход за Силой. Пятый шаг – это чистой воды перепросмотр и стремление к безупречности, на шестом я бы попытался накормить его кактусами и дал бы запить текилой. На седьмом этапе я бы заставил его расфокусированным взором созерцать, например, тени. И если после этого он бы так и не нашёл в сновидении свои руки, то я (чтобы скрыть свое фиаско), заставил бы его сигануть вниз с крыши многоэтажной высотки.
Теперь рассмотрим шайву или шакту, повернутого на йоге и Тантре (например, такого, как ваш покорный слуга firedreamer). Первый этап – это практика очищения через крийя-йогу, отказ от общения с млеччхами (мясоедами), следование варнашраму и соблюдение брахмачарьи. Второй этап – обретение сад-гуру, вкушение прасада, штудирование Адвайта-веданты и регулярная пуджа. Третий шаг – мудры и асаны, четвертый – мантра-йога и санкиртан. Пятая ступень – карма-йога (или «йога действия»), шестая и седьмая - Кунта-йога Тоши. После этого осознанность в сновидениях непременно будет спонтанно обретена в качестве сиддхи (мистического совершенства).
Вот еще один пример для иллюстрации – пионер-комсомолец, зацикленный на ритуальной магии, Алистере Кроули, ордене «О.Т.О» и пр. Первый этап – это обряд очищения и «вступление в партию». На втором этапе я бы обязал его принять какой-нибудь пожизненный обет (например, носить на теле некую вещь, или даже сделать тату). Третий шаг будет заключаться в регулярной всенощной молитве, четвертый – в соблюдении жесткого поста, пятый – в совершение обряда Пентаграммы. Для пущего закрепления эффекта, на шестом и седьмом этапе я бы заставил его от руки переписать несколько средневековых фолиантов (типа гриммуара «Лемегатон»), причем, желательно со множеством цветных картинок. Клянусь Ктулху, после этого он бы сам сбежал от меня в ОС!
Если покумекать, то можно подобрать подходящие практики и для муслима, и для того, кто следует Трояновой Тропой, и для фанатеющих от боевого Цигун, и для современного эзотерика. Все в ваших руках.
Описание восьми шагов
1. Итак, самоконтроль или яма представляет собой совокупность нравственных норм и предполагает установление контроля над расходованием энергии при взаимодействии с социумом. То есть на первом этапе мы пытаемся разобраться со своими общественными связями и социальными контактами, пытаясь преодолеть или сгладить любые конфликты и минимизировать напряженности в отношениях с другими (например, контролируемая глупость, бережное отношение к миру, стирание личной истории, регуляция сексуальной жизни, неделание).
2. Исполнение предписаний (непреложности или нияма) направлены на высвобождение энергии за счет регуляции и упорядочивания всех аспектов внутренней жизни. Таким образом, на втором этапе мы особым образом организуем свою личную жизнь и пытаемся разобраться с сами собой, учась избегать как эмоциональных конфликтов и депрессивных состояний, так и излишней восторженности – короче говоря, всего того, что нарушает покой, выводит из эмоционального равновесия и препятствует хорошему, ровному настроению (например, самовнушение, осознание собственной смертности, преодоление ЧСВ, гигиена сна, самообучение).
3. На третьем этапе мы знакомимся со своим телом, его энергетикой и начинаем её активно осваивать. Вообще говоря, поза или асана предполагает использование определенных телесных поз для обуздания ощущений и чувств. Но мы будем подразумевать более широкий круг техник, методов и средств работы с телом, способных определенным образом повлиять на нашу сновиденную практику (например, пространственная ориентация тела при засыпании, Тенсегрити, «Око Возрождения», «Сурья Намаскар», гимнастика Гермеса, разминка Норбекова, ката и т.п.)
4. На первых двух этапах наши усилия по сути дела сводились к латанию «дыр» и «брешей» в своей энергетике. Это делалось для того, чтобы при начале практик по накоплению энергии, она бы не утекала бесцельно сквозным потоком через эти «пробоины». На третьем этапе мы делаем из нашего тела инструмент для управления энергией. А на четвертом этапе мы приступаем к непосредственному освоению техник накопления энергии, ибо пранаяма – это совокупность методов накопления и контроля энергии, но довольно часто ее ошибочно называют «системой управления дыханием». И в этом нет ничего удивительного, поскольку дыхание – универсальный (хотя и далеко не единственный) способ работы с энергией (холотропное дыхание, ребёфинг, вайвейшн, зародышевое дыхание; к числу прочих методов относятся предметы силы и места силы; диеты и голодание; контроль над взглядом и пр.)
5. Пратьяхара – это сенсорная депривация или отвлечение чувств. Достигается посредством интроспекции, под которой мы будем понимать, прежде всего, самоанализ и самоконтроль. Таким образом, пятый этап объединяет методы, направленные на повышение уровня осознанности в состоянии бодрствования (например, такие как МВОС, практика дневных осознаний, концентрация на повседневной деятельности, упражнения Успенского).
6. Обычно человек воспринимает себя как плотное физическое тело, однако посредством особых приемов, мы можем научиться ощущать себя тонким энергетическим существом. Достигается это посредством концентрации (дхарана), которая заключается в удержании внимания на интериоризированном объекте с целью достижения однонаправленности сознания. Современным аналогом этой техники будут служить методы развития второго внимания (такие, как депривация сна, перегрузка первого внимания, работа с ловушками внимания, использование веществ, стимулирующих развитие второго внимания).
7. Аналогом созерцания или дхьяна в арсенале современного практикующего будут служить любые техники контроля над потоком сознания (достижение ментального молчания или ОВД, созерцание посредством расфокусированного взгляда и пр.)
8. Наконец, мы подошли к описанию заключительного звена, которым является экстаз или самадхи. Интересно, что Патанджали в своих «Йога-сутрах» особо выделяет два типа экстаза: асампраджнята-самадхи, который предполагает окончательное открытие (экстериоризацию) себя навстречу внешней Реальности и сампрапраджнята-самадхи или интроспективный экстаз. Поскольку мы договорились, что конечным результатом нашей практики будет осознанное сновидение, то мы легко найдем два типа сновиденного осознания, которые будут служить подобиями этих двух видов экстаза, а именно:
– проявление экстериоризации как способности к осознанию того факта, что все окружающее есть сон,
– интериоризация как способность к осознанию во сне самого себя, своей личности.
Надеюсь, что публикация в открытом доступе имеющихся наработок заинтересует практикующих сновидцев и привлечет к исследованию новых участников. По всем возникающим вопросам просьба обращаться к Артему Рыбину ака Похоть (ratm@list.ru)